Имя писателя Виталия Бианки известно всем без исключения. Дети нашей страны с самого раннего возраста знакомятся с рассказами автора о природе. Они написаны простым и понятным языком, но с удивительной любовью к окружающей природе и всему живому.
В биографии Бианки сказано, что он является советским писателем и научным деятелем. В его честь названы улицы в населенных пунктах, музеи и детские библиотеки. Но нет никакой информации о государственных премиях, званиях и медалях.
А все потому, что на протяжении всей своей творческой жизни Виталию Валентиновичу пришлось доказывать советской власти право на возможность творить в той стране, в которой он родился.
Бианки шесть раз арестовывали, начиная с 1921 года. Советская власть отказывалась верить, что потомственный дворянин и интеллигент мог бы так запросто отказаться от своего прошлого. За плечами у писателя было два высших образования и неуемная тяга к науке. Но Советам в первое время нужны были отчаянные кадры из числа простых рабочих и крестьян, готовых проливать кровь за идею.
Вот почему Виталия Бианки объявили "подозрительным элементом" и установили за ним слежку. Но за потомственным орнитологом, писателем и художником были и другие грешки, хлеще дворянского происхождения. В 1916 году, в возрасте 24 лет, будущий детский писатель отправился служить в армию. Несмотря на слабое здоровье.
Тогда же Бианки вступил в партию эсеров, что для советской власти было клеймом на всю жизнь. Но еще сильнее Виталий Валентинович запятнал себе репутацию "воюя" в армии Колчака штатным писарем. Дело было на Алтае, где во времена гражданской войны писатель скрывался от преследований Красной Армии.
В это время в судьбе Бианки наступил переломный момент. Он понял, что не хочет воевать на стороне белогвардейцев, совершив побег из своей части. Но и к красным нашему герою не очень-то и хотелось. Время было смутное, вполне можно было, что называется, попасть под раздачу. Поэтому Бианки некоторое время скрывался в глубинке Алтая под псевдонимом Белянин.
Переждав смуту, писатель женился вторично и стал вести жизнь простого заведующего музея в Бийске. А по совместительству у ребятишек в одной из местных школ биологию и естественные науки преподавать. Уже под своей фамилией. Вечерами Бианки занимался написанием своих замечательных рассказов и никак не думал, что советская власть держит на него зуб.
В 1921 году в стране наступил "красный террор". Подозрительный элемент из числа бывших эсеров и белогвардейцев конечно же, был назначен "классовым врагом". Несмотря на то, что ходил в экспедиции по Алтаю и учил советских ребятишек любить книги о природе.
Вероятно, идеальная репутация Бианки позволила ему выйти на свободу уже через три недели, проведенные в тюрьме. Повторно нашего героя арестовали в 1925 году. На этот раз писателю приписали участие в некой подпольной организации. В ссылке на Уральске Виталий Валентинович провел долгих два года. А освободиться ему удалось только благодаря хлопотам Максима Горького и других деятелей советской культуры.
В 1932 году Бианки провел в камере 4 недели и был отпущен за недостаточностью улик. Еще через три года писателю снова припомнили дворянское прошлое и связь с эсерами. Но пятилетней ссылки в Актюбинск удалось избежать, благодаря стараниям супруги Максима Горького Екатерины. Самое удивительное в этой истории то, что Виталию Валентиновичу чудом удалось избежать репрессий 1937 года.
Большевики хоть и преследовали писателя, но, все же, не видели в нем истинной угрозы.
Последний арест Бианки случился уже после окончания Великой отечественной в 1945 году. Причина была неясна, Однако позже внук писателя рассказал, что за дедом пришли сразу же после посиделок в московской квартире приятеля. Через полторы недели Бианки был освобожден. Ну а с человеком, по чьей наводке он снова загремел в тюрьму, больше никогда не общался.
Конечно же, многочисленные аресты и переживания сильно подкосили и без того больное здоровье писателя. Но Бианки никогда не роптал на судьбу, он просто продолжал заниматься своим любимым делом. Благодаря детям и внукам творческое наследие писателя и натуралиста было бережно сохранено после его кончины в 1959 году.