Цирк стал проникать и в Россию, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах.
Жанры циркового искусства
1. Акробатика - главенствующий жанр цирка, состоящий из многочисленных его разновидностей, - в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.
2. Эквилибристика - цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
3. Жонглирование - жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.
4. Воздушная гимнастика - жанр, зародившийся в цирке и долгое время принадлежащий только к этой среде. К воздушной гимнастике относятся все номера, которые исполняются непосредственно в воздухе, над манежем.
5. Игра с хула-хупами - исполняется только женщинами; основные трюки - вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его - шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами.
6. Антипод - вид жонглирования, исполняемый артистом в лежачем положении на специальном устройстве - тринке с поднятыми вверх ногами, которыми он подбрасывает и ловит различные предметы, балансирует их, крутит шаговыми движениями и вращает в горизонтальном положении.
Тайны циркового мастерства
- Физика в акробатике
Многие из нас восхищались красотой движений, сложнейшими сальто. В основе этого мастерства лежит тот же эффект, являющийся следствием закона сохранения момента импульса.
Сальто со стойкой на руках. Чтобы усовершенствовать этот метод, гимнаст должен выполнить сальто в начальной фазе сгибая колени и прижимая их к груди, уменьшая тем самым момент инерции и увеличивая угловую скорость вращения вокруг горизонтальной оси, проходящей через центр масс. В конце прыжка гимнаст должен выпрямить тело, и тогда возрастёт момент инерции, а угловая скорость уменьшится.
Если прыжок выполняется обособленно, т.е. в остановку, то завершающие действия направлены главным образом на сохранение равновесия. С момента касания опоры начинается фаза амортизации — сгибание ног в коленных суставах. При этом мышцы-разгибатели выполняют уступающую работу, обеспечивая мягкость приземления. Некоторые прыжки выполняются по крутой траектории.
В этом случае увеличивается скорость поступательного и вращательного движения тела, поэтому акробату нужно ставить ноги к опоре под более острым углом, чем обычно, и дальше от вертикали. Изменяя величину и скорость сгибания ног в фазе амортизации, акробат приближает вертикаль тела к площади опоры, чтобы после выпрямления она оказалась в пределах площади опоры. Это непременное условие для сохранения равновесия.
Закон сохранения момента импульса является наряду с законами сохранения энергии и импульса одним важнейших фундаментальных законов для успешного выполнения трюков, так и для собственной безопасности.
Законы физики: Приземление на мягкие маты акробатов – закон сохранения импульса (сила удара тем меньше, чем больше время соприкосновения акробата с поверхностью, на которую он падает).
Мальто акробата – механика и динамика вращательного движения.
- Физика в эквилибристики
Искусство удерживать в равновесии на себе разнообразные предметы. Артистов, демонстрирующих в цирке, называют балансёрамию. Чем меньше амплитуда движения балансёра, тем выше его уровень мастерства.
Балансирование шестом. Чтобы усовершенствовать этот трюк, нужно двигаться медленно и плавно в разные стороны и тогда движение будет более четче и легче.
Законы физики: балансирование шестом – устойчивое равновесие, центр тяжести, баланс.
- Физика в жонглировании
Многие удивительные фокусы разнообразной программы жонглеров основаны тоже на свойстве вращающихся тел сохранять направление оси вращения. Сущность этого объяснения непосредственно связана с законом инерции. Каждая частица волчка движется по окружности в плоскости, перпендикулярной к оси вращения. По закону инерции частица в каждый момент стремится сойти с окружности на прямую линию, касательную к окружности.
Но всякая касательная расположена в той же плоскости, что и сама окружность; поэтому каждая частица стремится двигаться так, чтобы все время оставаться в плоскости, перпендикулярной к оси вращения. Отсюда следует, что все плоскости в волчке, перпендикулярные к оси вращения, стремятся сохранить свое положение в пространстве, а поэтому и общий перпендикуляр к ним, т. е. сама ось вращения, также стремится сохранить свое направление.
Законы физики: закон инерции
- Физика и воздушная гимнастика
Воздушная гимнастка выступает без страховки с полотнами. Полотна движутся вверх вниз по вертикали.
Гимнастка держится на полотнах за счёт силы возникающей между соприкосновением гимнастки и полотен при их относительном движении. И из этого понятно, что мы сформулировали закон силы трения.
Закон физики: закон силы трения.
- Физика и игра с хула-хупами
«Хула-хуп» – это обруч, который девушки крутят на талии.
Во время трюка вращающийся обруч, проскальзывает по талии девушки, и с каждым новым толчком он крутится, что не даёт ему упасть.
Обруч с онным радиусом в момент толчка закручен вокруг талии девушки до угловой скорости, и ему придают скорость, направленную вдоль талии девушки перпендикулярно оси вращения.
Закон физики: закон силы трения.
- Физика и антипод
Современные антиподисты выступают на трынках, которые применяются и в икарейских играх, что позволяет создавать в номерах уникальный симбиоз жонглирования, эквелибра(?) и акробатики. Статичное положение артиста на трынке, его "привязанность" к месту сильно усложняет само жонглирование.
Предметы подбрасывают резким выпрямлением согнутых в коленях ног, а ловят их на ступни "легких" ног, пассируя приход предметов сгибанием в коленных суставах и соответствующими движениями в подъемах. В работе антиподиста движения ног в подъемах имеют большое значение. Они способствуют толчку и мягкой пассировке, так же точному посылу предмета при броске, поэтому отработке этих движений уделяется значительное место в тренировке антиподиста.
Вращение предмета осуществляется в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. При вертикальном вращении предмета артист не только дает ему толчок, но и подкручивает предмет ногами, а при вращении в горизонтальной плоскости раскручивает предмет за счет частой и ритмичной перестановки ступней на пассированных ногах. Количество предметов, которыми жонглирует
Тут применяется такой закон как закон всемирного тяготения гласит: два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
То есть трынка отбрасывая её от ног она притягивается обратно с силой, прямо пропорционально массе каждого из них и обратно пропорционально расстоянию между вращающимся предметом и ногами.
Так же при вращении предмета используется сила трения сила возникающая между соприкосновением антиподистки и вращающегося предмета при их относительном движении.
Закон физики: закон силы трения
Источник: https://obuchonok.ru/node/7120