Здравствуйте
Сегодня поговорим о сложном, но эффективном приеме, который часто используется в антиутопии и не только.
I. Прием «Доведение до абсурда»
Казалось бы, все просто: абсурд – это логичное, связное, но ложное утверждение. Однако многие путают такое утверждение с фантастическим, а еще – с бессмысленным.
Давайте разберемся и посмотрим, как прием действует в произведениях.
► Абсурдным бывает все: идея, предмет, явление, событие, действие…
► В основе понимания абсурда – идеи софистов, Сократа, экзистенциалистов. Существует целое направление – литература абсурда.
Обо всем этом я тут не буду говорить. Вы и сами можете почитать. Напомню только три значения абсурда, которые выделяются с античных времен:
Отсюда в разные времена обозначались главные признаки абсурда:
– не все, что происходит, имеет смысл;
– потеря смысла;
– наличие (факт) абсурдного сознания;
– самоотчуждение индивида от мира;
– невозможность нормальной коммуникации;
– раздробленность или отсутствие внутренних связей в мире;
– разлад между человеком и миром;
– обезличивание человека;
– обезличенность мира;
– невыносимость инакомыслящих;
– болезненность переживаний, чувство тревоги, страха, тоски, одиночества;
– право человека на смысл в бессмысленной действительности;
– бессилие человека перед дисгармонией мира и др.
II. Отличие абсурда, фантастики и бессмыслицы
Как распознать абсурд, отличить его от фантастической идеи, не сделать бессмыслицей? Посмотрите на три высказывания.
Бессмыслица.
Телефон вкусный, потому что гладиолус.
Логики нет, связи нет, смысла нет.
Абсурд.
Чаще всего человек подносит телефон к уху и слушает. Чтобы не тратить времени, были созданы уши-телефоны, а затем произошла мутация, и стали рождаться люди с ушами-телефонами.
Логика ложная, связь противоречивая, смысл абсурдный.
Фантастика.
При рождении в мозг ребенка встраивают нейрочип, который обеспечивает социализацию человека, его вхождение в общую информационную сеть.
Логика правдивая, связь возможная, смысл возможный.
Три «кита» – логика, связь и смысл – разные.
При этом обратите внимание, что абсурд легко может стать фантастикой. В нашем случае можно написать рассказ, а то и роман о том, как ученые открыли способ выращивать части тела, органы-гаджеты, зачем это нужно и к ему приведет.
А вот бессмыслица не может стать фантастикой.
Так происходит, потому что у абсурда и фантастики есть реальная основа, а у бессмыслицы ее нет.
Органы-гаджеты уже существуют, так почему бы не создать уши-телефоны? Главное, вывести смысл из абсурдного в возможный, и получим фантастику.
«Скрещивание» человека и животного абсурдно – зачем? Однако научные исследования есть. Значит, возможно. И вот уже у Стругацких, к примеру, появляются люди-мутанты в виде условной черепахи, дельфина и т.д. И смысл появляется: такие люди способны работать в невыносимых для обычного человека условиях. И проблема тоже появляется: они все чаще остаются в «новом» теле, утрачивая человеческое.
Еще пример. В каком-нибудь далеком времени идеи лоботомии или клонирования не считались абсурдными? Считались. Но через время Бёрджесс писал «Заводной апельсин» на основе реальности – после бума операций на мозге. Филип Дик поднял проблему отношений людей и андроидов тоже тогда, когда появилась реальная основа для абсурдной идеи.
То есть то, что было абсурдным в одной системе (поле) может приобретать смысл в другой, в том числе в литературе – в фантастике.
Таким образом, абсурд в антиутопии и не только – это литературно-фантастический прием, который в особой форме показывает возможное развитие идей, событий, явлений и пр.
На этой основе появляется еще одна важнейшая функция антиутопии – предсказание. К этому я еще вернусь.
Но как "сделать абсурд"? Какими приемами он выражается, в какой форме? Об этом поговорим далее.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература