3 сентября 1939 года королевство Великобритания и республика Франция официально объявили войну Германии. 4 сентября 1939 года французы подписали франко-польский протокол о взаимопомощи, в котором гарантировали военный ответ французской армии против германской агрессии в Польше.
Польша во Франции в эти дни стала очень популярной. Французское общество горячо встречало польских генералов и дипломатов. Французские газеты восторженно писали о героическом польском народе и обсуждали храбрые планы захватить Берлин, пока немцы "завязли" на польском фронте.
Посол Польши во Франции Юлиуш Лукасевич настаивал на немедленном наступлении французских войск на немцев. Он тоже стал жутко популярен во Франции и каждый французский политический деятель считал за честь сфотографироваться с Лукасевичем и заявить о своей поддержке.
Французы и англичане обещали вступить в противоборство... как только будут к этому готовы. Сначала надо решить организационные вопросы, объявить мобилизацию... Между генеральными штабами Великобритании и Франции начались частые встречи и пространные обсуждения "польского вопроса".
Чтобы подтвердить свои намерения помочь Польше, французские части даже предприняли несколько вялых атак в районе Западного вала и 13 сентября 1939 года даже выровняли границу на участках участок "Варндт" и между Саарбрюкеном и Пфальцским лесом.
Немцы не упорствовали в обороне. После непродолжительной перестрелки немецкие солдаты просто отошли с позиций, переместившись на следующие. В планы Германии не входило разворачивать ожесточенные бои на западном направлении, когда основная часть вермахта "переваривает" польские угодья.
26 августа во Франции была объявлена предварительная мобилизация, 1 сентября была объявлена мобилизация полномасштабная. Согласно военному договору с Польшей французская армия должна была начать крупномасштабное наступление на Германию через 15 дней после начала мобилизации, то есть 16 сентября 1939 года.
И французы, пользуясь численным превосходством, выступили даже раньше запланированного. 7 сентября 1939 года французская армия пошла в наступление в районе реки Рейн. 11 французских дивизий выступили вперед в районе Саарбрюккена. Немцы удивлялись решимости французских войск и отступали, сдавая небольшие города и деревни без боя. Французской армии удалось продвинуться на 32 км вперед.
Французы, начитавшись патриотических газет, поверили в свою силу и пытались закрепить успех продолжением успешного наступления. Перспективы победоносно войти в Берлин уже закрепилась в фантазиях некоторых французских и английских политиков.
Но немцев уже стала тяготить подобная активность французов и уже 10 сентября 1939 года вермахт, на позициях близ городка Апах, дал отпор французским частям, обратив их в бегство.
11 сентября французская пехота пыталась захватить Варндтский лес, который был нашпигован немецкими противопехотными минами. Французы понесли большие потери, воюя с пустым лесом.
12 сентября 1939 года в Аббервилле по инициативе французской стороны был срочно созван англо-французский верховный совет, на котором французские генералы заявили, что их войска больше не способны наступать, дезориентированы и потрясены потерями в Варндском лесу. Было принято решение немедленно прекратить все наступательные действия и зарыться в землю.
А Польшу кормили "завтраками". 13 сентября Гамелен рассказывал польскому маршалу Эдварду Рыдз-Смиглы о том, что половина французских дивизий героически дерется с немцами, что уже привело к тому, что германцы подумывают снять с польского фронта 6 дивизий вермахта и отправить их на французский фронт.
14 сентября 1939 года глава французской военной миссии в Польше Луи Фори обещал начальнику штаба войска Польского генералу Вацлаву Стахевичу, что полномасштабное наступление на Германию будет осуществлять 40 дивизий, в том числе одна бронетанковая, три механизированных, а также 78 артиллерийских полков и 40 танковых батальонов.
Между тем, на франко-немецком фронте развернулось пассивное безделье. Пользуясь солнечными днями, французские солдаты загорали, спали, чистили оружие, играли на гармониках, в карты, пили вино, то есть всеми силами и средствами старались помочь Польше. Немецкие солдаты делали то же самое.
Французский корреспондент Ролан Доржелес, с линии фронта:
"…я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб.
Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника".
Польский посол во Франции Лукасевич призывал, негодовал, угрожал, требовал. Но все его призывы остались проигнорированными. Он уже перестал быть популярным во Франции и на него просто не обращали внимания. К тому же вермахт вскоре "переварил" Польшу и заявления польского посла стали не актуальными.
После того, как "польский вопрос" был решен, немцы начали активную передислокацию своих войск с Восточного фронта на Западный. Французские войска с 3 октября 1939 года стали спешно покидать захваченные ранее территории и укрываться в оборонительных укреплениях на государственной границе. Надвигалось решение "французского вопроса".