Найти тему
Пикник на обочине | ZODIAK.TRIP

«Поезд Победы»: уникальный передвижной музей, показывающий непарадную картину войны в деталях, лицах, мгновениях...

Оглавление

В этой статье расскажу, что я увидел в уникальном музее, размещённом в движущемся составе поезда под названием  «Поезд Победы», который ехал через всю страну.

Фотоматериала очень много, поэтому решил разместить все в одну большую итоговую статью!

С вами Станислав, канал Пикник на обочине. Наливайте чай и читайте до конца, такого в Википедии не покажут.

Цель проекта - показать непарадную картину войны в деталях, лицах, мгновениях. В каждом вагоне поезда-музея воссоздана атмосфера драматических событий Великой Отечественной войны.

Интерьеры поезда представляют из себя репродукцию настоящих вагонов военного времени различного назначения: санитарный, банно-прачечный, штабной, вагон бронепоезда и т.д.

Знакомство с «Поездом Победы»

Начинается все с внешнего осмотра поезда-музея. Сразу видно, что перед нами не обычный поезд для перевозки пассажиров. Все вагоны красиво оформлены, на бортах самые разнообразные сюжеты Великой Отечественной.

На входе в поезд одеваем наушники и попадаем на виртуальный перрон. В первую локацию нас приглашает голограмма Дмитрия Харатьяна. Далее экскурсию по поезду проводит виртуальный экскурсовод - машинист паровоза Лидия, свидетель тех событий.

Проходя через тамбур, нажимаем зеленую кнопку для разблокировки двери следующего вагона, попадая в 1941 год и погружаемся с головой в тревожное прошлое нашей страны...

Зеленая кнопка прямо перед вами!
Зеленая кнопка прямо перед вами!

1 вагон: мирное время

Давайте перенесемся в жаркое лето 1941 года. Перед вами обычный советский плацкартный вагон, в котором едут люди разных социальных слоев и профессий: от туристов до военных, дети, взрослые и пожилые люди.

Раньше не было мобильных телефонов, все пассажиры развлекались как могли - разговаривали с соседями, рассматривали пейзажи за окном, читали книги. Вот она, романтика железных дорог. Каждый куда то ехал, строил планы на жизнь, которым не суждено сбыться...

На следующий день германские войска без предупреждения атаковали наши границы.

2 вагон: начало войны

Потом началась война. Жители некоторых населенных пунктов узнали о ней не по радио. Первая часть вагона как раз показывает как это было...

Первыми ощутили на себе войну пограничники. Гарнизон одного из ДОТов оборонялся неделю, не пропуская фашистский поезд.

-8

Вторая часть вагона посвящена героям, защищавшим Брестскую крепость. Они сражались вопреки всему. Без связи, еды, воды и медикаментов. По велению сердца и совести. Уже после войны нашли оставленную защитником Брестской крепости надпись на стене: "Умираем не срамя"...

3 вагон: поезд на фронт

Октябрь 1941 года. Бывшие инженеры, рабочие, госслужащие, музыканты едут на фронт. На их лицах тревога.

В середине вагона командир объясняет новичкам как заполнять бланк медальона, который выдавался каждому зачисленному на военную службу. В бланке указывались основные данные бойца, чтобы опознать его в случае гибели и знать куда высылать похоронку. Судя по лицам, не все еще поняли, что вернутся из ада немногие.

Вторая часть вагона иллюстрирует линию укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

4 вагон: концлагерь

Были у немцев так называемые «Поезда смерти». Их предназначение довезти пленных до концлагерей. Представляли они из себя обычные товарные вагоны, где часто люди перевозились стоя, как скот. Так ехали неделями, часто без еды и питья.

До концлагерей доезжали немногие, умирали от удушья, голода, стресса. К примеру, из 6 тысяч узников, которых фашисты погрузили в поезд Бухенвальд - Дахау, до лагеря добрались живыми только 2,5 тысячи человек.

Те, кто выжил в поездах смерти, заканчивали свой век в концлагерях. Условия были невыносимые - сон 4 часа, прием пищи один раз в день и работа до изнеможения, пока партия рабочих не умирала. Далее поезда подвозили пополнение.

Маховик «машины смерти» работал не прекращая, перерабатывая людей полностью без остатка...

5 вагон: санитарный поезд

Существовали в Великую Отечественную войну санитарные поезда, которые забирали раненых из прифронтовой полосы и развозили по госпиталям страны. Первая часть вагона показывает их устройство.

Такие поезда состояли из 18 вагонов и вмещали 370-500 человек. Операции делали прямо на ходу в вагоне-операционной, которых могло быть несколько. Также в составе поезда имелись электростанция, вещевой цейхгауз (склад), кухня, аптека-перевязочная, вагон для тяжелораненых.

На каждую медсестру приходилось порядка 150 раненых. При полной загрузке санитарного поезда персонал практически не спал. Каждое утро — обход, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Перед глазами медсестер трагедия мужчин, ставших на всю жизнь инвалидами.

Вторая часть вагона посвящена науке и ученым, которые внесли большой вклад в победу над фашисткой Германией. Среди них микробиолог Зинаида Ермольева, создавшая первый советский антибиотик Пенициллин и Игорь Курчатов - ученый-физик, «отец» советской атомной бомбы.

6 вагон: поезд-баня

Банно-прачечные дезинфекционные поезда в годы Великой Отечественной войны были важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Для русских солдат это была одна из единственных возможностей помыться с комфортом. По состоянию на конец сентября 1939 года таких поездов у СССР было 4, к началу войны 9, а в 1942-м число БПДП увеличилось до 100 единиц.

Состоял поезд из 8-19 вагонов. Среди них были: вагон-кладовая для грязного белья, вагон для чистого белья, вагон-раздевалка, вагон-душевая, вагон-парная, дезинфекционная камера для верхней одежды, вагон-парикмахерская и вагон-клуб. Производительность поезда - до 100 человек в час.

Крыша состава обшивалась железом. Двойная обшивка стен вагонов дополнительно утеплялась засыпкой из опилок, предусматривалось утепление переходов из одного вагона в другой для комфортного перемещения людей.

В вагоне показаны немецкие военнопленные, которых перед тем как везти в Москву, решили отмыть. Среди них - генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, один из авторов плана нападения на СССР (операция Барбаросса). Говорят, что Паулюс от бани отказался, мылся под душем. При этом вытребовал туалетное мыло вместо солдатского.

7 вагон: штабной вагон и бронепоезд

Первая часть вагона показывает устройство штабных вагонов поезда, которые предназначались для перемещения и работы командного состава. В нашем случаев это был вагон маршала Константина Рокоссовского, где он проводил немало времени, используя вагон как командный пункт. Именно под его командованием наши войска захватили фельдмаршала Паулюса, которого мы наблюдали в санитарном поезде.

Вторая часть вагона посвящена бронепоездам. Находясь в вагоне, можно наблюдать как воевал персонал бронепоездов, куда служить брали не каждого. Зимой в таких поездах было холодно, а летом невыносимо жарко.

Средняя продолжительность жизни бронепоездов на фронте 6-9 месяцев, но были и такие, которые прошли всю войну, как бронепоезд «Илья Муромец». Он не получил ни одной пробоины, так как толщина брони составляла от 20 до 45 мм. Вооружение поезда тоже впечатляет! Мало кто из немцев хотел столкнуться с этими железными исполинами на своем пути.

8 вагон: трофейный

17 июля 1945 года в Москву пришел поезд с нашими солдатами-победителями на Рижский вокзал. По распоряжению Сталина первый поезд должен был быть именно пассажирский. Уже потом солдат везли в теплушках (товарных вагонах, переоборудованных для перевозки людей). На фотографиях солдаты едут домой в трофейном немецком сидячем вагоне. На лицах то ли радость, то ли сомнение - а что дальше?

1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на телах, но в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые и неопытные, а возвращались возмужавшие и уверенные в своих силах победители. Домой не вернулись миллионы наших соотечественников... Сколько семей не дождалось своих мужей, отцов, братьев и сестер!

Но эти возвращались. На вокзалах их встречали с цветами, слезами и оркестрами. Они возвращались, чтобы начать жизнь заново и со всем советским народом восстановить разрушенную страну.

С праздником, дорогие друзья!

-24

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи, будет интересно!