Найти тему
Егор Чкалов

О будущем Пост-Украины. Часть 9

<начало этого цикла статей>

Вопрос, конечно, размытый и смахивающий на гадание по кофейной гуще. Однако рискну высказать гипотезу о том, что Путин уже определился с конфигурацией территории, которая будет отторгнута от Украины по результатам военной спецоперации в качестве пророссийских прокси- республик.

Во-первых, это территория ДНР и ЛНР в границах соответственно Донецкой и Луганской области (из-за этого, собственно говоря, и разгорелся весь сыр-бор со спецоперацией после признания Россией ДНР и ЛНР в качестве последнего предупреждения НАТО). Тут вопрос для внутрироссийской репутации Путина принципиальный и отступать в нем он точно не будет ни под каким давлением Запада, чтобы не прослыть на весь мир слабаком.

Во-вторых, это вся территория Херсонской области и приазовская часть Запорожской области. Отсечение Украины от сухопутной границы с Крымом через отторжение Херсонской области ради безопасности Крыма и его обеспечения пресной водой Днепра – похоже, что тоже вопрос принципиальный. Российский Крым – это «репутационный капитал» Путина для вхождения в российские учебники истории и через 100 лет, почти что приравнивающий Владимира Владимировича по заслугам расширения "империи" к Екатерине Великой. Ну а приазовская часть Запорожской области – это перешеек между Донецкой областью и Херсонской областью, замыкающий сухопутный коридор «Ростовская область - Крым» (а заодно и делающий Азовское море по сути «внутренним водоемом России»).

В-третьих, это микроскопический (всего треть квадратного километра) остров Змеиный расположенный в 35 километрах румынского, то есть НАТОвского берега. С узко-военной точки зрения он годится разве что для размещения взвода со станцией радиоэлектронной разведки, но владение им позволяет в случае чего мутить игры, создающие серьезные проблемы для Румынии и Украины (в случае, если Одесская область останется за Украиной) по линии 200-мильной экономической зоны вокруг.

Есть, конечно, еще довольно спорный вопрос о том, будет ли Россия отторгать от Украины Одесско-Николаевский регион для прокладывания коридора на Приднестровье. На мой взгляд ответ на этот вопрос больше зависит от Украины (пардон, от США, поскольку Украина - территория под внешним управлением). Если ВСУ всерьез дернется на Приднестровье, то России будет вынуждена пробить коридор Херсон-Тирасполь, после чего НАТО уж точно потеряет контроль над Одессой и Николаевым (а НАТО нужен такой расклад?) По-настоящему значимых причин нападать на Приднестровье для Украины нет. Ну разве что поиграть на нервах Кремлю процесса ради, потому что значимых и позитивных для Киева результатов все равно не будет – зато риски в полный рост.

Разжиться столь дефицитными сейчас для ВСУ снарядами со складов в селе Колбасня точно не получится. Это удовольствие себе дороже, поскольку боеприпасы там по большей части просрочены и транспортировке не подлежат – только утилизации на месте. Даже если бы и не были просрочены, то транспортировка всех запасов потребовала бы 2500 железнодорожных вагонов. Представьте себе прохождение такого суперпоезда с потенциальной мощностью взрыва, равной мощности взрыва атомной бомбы в Хиросиме через всю территорию Украины на Донбасс! Взорвать склады – это рукотворное землетрясение с серьезными проблемами не только Молдавии, но и Румынии, которая в НАТО. Не думаю, что НАТО даст Киеву добро на такую авантюру, как бы ей не хотелось насолить России...

Риски по созданию коридора "Херсон-Тирасполь" есть и для России. Поэтому я считаю, что с большой вероятностью пока по этому потенциальному театру военных действий ни одна сторона слишком уж нарушать сложившееся равновесие угроз не будет из-за слишком больших потенциальных потерь в случае, если что-то пойдет не по оптимистичному плану...

Продолжение следует

Начало цикла моих статей "Спецоперация на Украине: шансы на успех"