Найти тему
Воспитатели России

Работа и помощь преподавателей и студентов кафедры дошкольной педагогики МПГИ в дни войны

Оглавление

Время прочтения ≈ 6 минут

Несмотря на почти стопроцентную массовую эвакуацию детей, осуществленную столичными педагогами, некоторые дети все же остались в городе, переживавшем непростые времена. Напряжение взрослых, мысленно допускавших возможность вступления в столицу врага, страх за родных передавались и детям, многие из которых отказывались говорить, плакали, замыкались в себе. Необходимость помощи подавленным, морально и физически истощенным ребятам заставляла искать новые формы дошкольного воспитания, привлекать как опытных сотрудников, так и студентов, только осваивающих профессию.

С дошкольниками преподаватели МПГИ Е.А. Флёрина, Э.И. Залкинд, Л.И. Красногорская, Н.А. Метлов и студенты практиканты работали на станциях метрополитена, превращенных в бомбоубежища. Во время воздушных налетов и ежедневно с 19 часов движение в метро останавливалось, и ребят ждали дошкольные работники. На станции подавались вагоны, где размещали малышей, а для детей постарше на платформе расставлялись кроватки. С детьми проводили беседы, им читали. Дети играли в лото и другие настольные игры, рассматривали книги и т.д.

Еще одной формой работы, необходимой в прифронтовом городе, стали детские комнаты на эвакопунктах столичных вокзалов, где постоянно находилось два потока беженцев: москвичи уезжали на восток, а выехавшие из западных областей страны ждали дальнейшего отправления. Почти каждая семья вынужденных переселенцев имела детей дошкольного и младшего школьного возраста, и нередко родители, занятые хлопотами по «отовариванию» продовольственных карточек (литеров), погрузкой вещей и т.д., оставляли детей одних. Дети томились в ожидании родителей, прислушивались к разговорам взрослых, рассказывавших страшные подробности немецкой оккупации.

Такое времяпрепровождение негативно сказывалось на психике детей, усугубляя их страхи и волнения. И здесь на помощь приходили действующие и будущие педагоги, которые создавали в эвакопунктах детские комнаты.

План работы с детьми 2,5–9 лет напоминал по содержанию мероприятия детского сада: детей мыли (при необходимости), с ними вместе играли, ухаживали за обитателями живого уголка, читали, пели, рисовали. Дети с удовольствием смотрели представления кукольного театра, диафильмы, играли и танцевали под патефон, разучивали песни, слушали сказки. Каждое занятие длилось не более 15 минут. И хотя дети собирались всего на 1,5–2 часа, работа в детских комнатах была насыщенной.

Вот пример только одного дня работы детской комнаты при эвакопункте Ярославского вокзала Москвы:

  1. сбор детей;
  2. игры и занятия по выбору;
  3. маршировка;
  4. слушание песенки «Петушки»;
  5. наблюдение рыбок и устройство аквариума в уголке природы;
  6. подвижная игра «Позвони!», пение песни «Три танкиста»;
  7. пляски.

Песни, танцы, рассказы и беседы были пронизаны патриотизмом, надеждой на скорую победу над врагом. Ежедневно в 10 часов утра студенты проходили по спальням, залам и другим помещениям эвакопункта и собирали детей в детскую комнату. При этом часто по долгу приходилось убеждать родителей, что детей не обидят, вернут обратно и т.д. Многие родители шли вместе с детьми, чтобы самим наблюдать за происходящим, однако, увидев детскую комнату и довольные лица малышей, отмечали, что идея организации такой работы очень удачна и сразу видно, что попали они в столицу, где о детях заботятся.

Подобный опыт совместной работы преподавателей МПГИ Е.А. Флёриной, Э.И. Залкинд, Л.И. Красногорской, Н.А. Метлова и студентов дошкольного отделения был освещен в статье «Работа студентов с детьми в дни войны» (см.: Дошкольное воспитание. 1942. № 7).

Эвакуация Москвы и через Москву закончилась к концу осени 1941 г. На эвакопункте задерживалось все меньше ребят, и потребность в детских комнатах постепенно исчезла. Педагоги, мгновенно отреагировав на изменение ситуации, развернули деятельность в жилтовариществах.

Во второй половине ноября 1941 г. началась работа студенток-дошкольниц на детских базах Фрунзенского района столицы. Базы располагались в непосредственной близости от домов, где проживали дети, что было вынужденной мерой в условиях постоянных воздушных налетов на Москву. Базы открывались в бомбоубежищах больших домов, которые представляли собой одну комнату с низким потолком, часто не имевшую необходимого оборудования и материалов для игр и занятий детей, хотя вызывает удивление оперативность воспитателей, за считанные дни сумевших найти помещения, оформить «групповые комнаты», собрать ребят и т.д. Посещали детские базы дети разного возраста (обычно от 2 до 11 лет, по 25–30 детей), состав которых был достаточно стабильным.

Особенно регулярно занятия посещали дошкольники. В работе с детьми в этот период огромное значение имели беседы, музыкальные и литературные произведения, трудовые занятия – все, что составляло основу патриотического воспитания. Призванная отвлечь детей от тяжелых переживаний, активно развивалась кружковая работа: хоровой кружок, кружок ксилофонного оркестра (руководитель Н.А. Метлов), кружок художественного слова (руководитель Е.А. Флёрина).

Благодаря терпеливым разъяснениям воспитателей и их материнской любви легче проходила адаптация детей в тяжелых условиях: воспитанники понимали ответственность и тяжесть работы взрослых, необходимость мириться с лишениями, неизбежность расставания с горячо любимыми людьми.

Автор: Голдовская Анастасия Александровна, аспирант кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Источники:

  1. Голдовская, А.А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С.12 - 20.
  2. Флёрина Е.А., Залкинд Э.И., Красногорская Л.И., Метлов Н.А. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики МПГИ им. В.И. Ленина // Дошкольное воспитание. 1942. № 7.

Читайте также: Подвиг работников детских садов в годы великой отечественной войны