Москва, издательство АСТ, 2021
Цитаты
"Россия ж, брат, везде одинаковая, кроме Москвы. Не знаю, что вы и завоевывать-то там намылились. Тут бы вона сначала все причесали".
"Если чума - то пускай везде чума".
Какой все-таки страшный роман написал Глуховский: этакая смесь антиутопии и зомби-апокалипсиса. Кинематографично и зрительно ощутимо настолько, что мурашки по коже от ужаса.
По сюжету от России после недавней гражданской войны осталась только Московская империя. Ее границы на востоке проходят по Волге, отравленной настолько, что река постоянно накрыта ядовитым туманом, пройти сквозь который невозможно. В Ярославле у единственного сохранившегося железнодорожного моста в ту часть распавшейся страны выставлен пост, который должен, если что, предотвратить наступление мятежников. Пост живет своей устоявшейся и относительно спокойной жизнью, пока к ним с востока не прорывается поезд. Сопровождающие утверждают, что везут в Москву на лечение туберкулезных больных, но пассажиры, запертые в вагонах, поражены секретным оружием, использованным против мятежников еще первым императором Михаилом: определенный набор слов расчеловечивает людей, превращая их в зомби и заставляя убивать друг друга.
И вот эта зараза катится по всей стране, уничтожая все на своем пути, пока не добирается до Москвы. Единственный способ спастись - "выткнуть" (проткнуть) себе барабанные перепонки. Но в столице готовятся канонизировать императора Михаила, спасшего страну, и всех, распространяющих слухи о том, что "зомби" под Москвой, сажают в тюрьму.
Не знаю, настолько ли жесток Глуховский к своим героям в своих предыдущих книгах, но в этой - нет ни одного образа, которому сохраняешь сочувствие до конца. Вот вроде бы положительный персонаж да еще и претендующий на должность главного, но совершает какое-нибудь дерьмо и автор его мочит безжалостно. До последнего надеешься, что завершится все хеппи-эндом, он вроде есть, но можно себе представить, какое будущее ждет страну глухих...
PS
Есть у меня странная особенность: избегаю авторов, о которых очень много говорят. Так было поначалу с Акуниным, так случилось в своё время и с Глуховским, когда активно пиарили его "Метро 2033" (давненько это было). Сейчас думаю: может, это и к лучшему? Нет повода сравнивать новое со старым и можно просто восхищаться прочитанным в моменте.
PPS
В 2019-м "Пост" вышел в виде аудиокниги, начитал которую сам автор.