В 2020 году фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо "Паразиты" стал первой в мире картиной НЕ на английском языке, получившим "Оскар" в категории "Лучший фильм".
Фильм обратил на себя внимание остро поставленной темой социального неравенства в современном капиталистическом обществе. Но не менее привлекательными, чем заявленная тема, стали выразительные средства, использованные создателями фильма для раскрытия сюжета.
Одним из таких средств была работа с интерьерами домов главных героев. Дело в том, что внутренняя обстановка внутри их жилищ также радикально различается, как и уровень их жизни. Интерьеры используются, чтобы подчеркнуть это различие. И вовсе не случайно в качестве стиля богатого дома был выбран почти рафинированный минимализм.
Минимализм как стиль интерьера оформился как ответ на вызовы рационализма и функционализма. Рационализм ратовал за исключительно интеллектуальную организацию пространства, целесообразность каждой детали. Функционализм идеализировал функцию каждой вещи, ее назначение. Степень красоты вещи при этом определялась тем, насколько адекватно внешне она воплощает в себе то, для чего она предназначена (принцип "абсолютной целесообразности").
Одновременно минимализм в своем наиболее чистом выражении становится прерогативой людей, обладающих немалым достатком и занимающих достаточно высокое положение в обществе. Он стал одним из атрибутов роскоши и внешнего лоска, своеобразным брендом богатства, как дорогой бренд одежды или как дорогая порода собак.
Большие пространства и огромные окна
Минимализм невозможно представить себе в рамках пусть даже более или менее просторной квартиры. Стиль требует организации большого пространства вокруг человека, включая архитектуру и ландшафт. Поэтому полноценный минимализм реализуем только в собственном доме, выстроенном по особому проекту.
Именно в таком доме живет семья Пак в фильме "Паразиты". Его архитектура - это квинтэссенция конструктивизма. Только ровные чистые плоскости без каких-либо декоративных элементов и огромные стеклопакеты для максимального освещения внутренних помещений. Даже балкончики на таком доме выглядят незаметно благодаря своим стеклянным ограждениям. Ничто не должно отвлекать взгляд от формы, а форма, в свою очередь, отвечает принципу "абсолютной целесообразности".
Определяющее влияние на складывание минимализма оказала японская традиционная культура, в частности японская философия Дзен. Для нас важно, что в рамках этой философии ПРОСТОТА - не только сама по себе ценность. С ней тесно переплетается идея СВОБОДЫ, поскольку только простота способна, отбросив всё лишнее, раскрыть в полной мере сущность жизни, а в дизайне - внутренние качества и сущность материалов и объектов. Свобода - это также то, что дают человеку деньги. Еще и поэтому минимализм - достояние богатых.
Огромные окна призваны наполнить внутренние помещения дома естественным природным светом и воздухом. Внутри должно быть почти также просторно и светло как снаружи. Попадая в дом, человек оказывается не в плену каменных стен, но погружается в технологичную атмосферу с максимальными удобствами.
В гостиной Паков вместо одной из стен зияет огромное окно с видом на шикарно обустроенный сад с лужайкой. Этот прием позволяет гостиной стать частью окружающего пространства, а окружающему пространству, в свою очередь, дает возможность заполнить гостиную своей энергетикой. Никаких лишних импостов на стекле, кроме дверного проема. Не должно быть ничего, что мешает свету СВОБОДНО проникать в помещение.
Оконные проемы таким образом служат еще и своеобразными и очень дорогими арт-объектами. Это настоящие картины в естественной раме, нарисованные природой и искусным дизайнером-ландшафтником. Особая прелесть состоит в том, что эти картины не статичны, они меняются в зависимости от времени года, времени суток и погодных условий, наполняя внутренние помещения каждый раз новыми акцентами.
Естественность и натуральность
Вслед за японской философией Дзен минимализм тяготеет к природе, точнее к натуральным природным материалам. Люди, так или иначе имевшие дело с ремонтом или строительством поймут, что такая склонность обычно очень дорого обходится, гораздо дороже, чем использование материалов, лишь имитирующих природные фактуры. Но в минимализме этот аспект принципиален, так как простота - это еще и естественность.
Любимые минималистичные материалы - камень, дерево и стекло. Под камнем в идеале подразумевается натуральный мрамор, гранит, известняк или песчаник. То, что имеет более или менее однородную структуру, так как ничто не должно отвлекать взгляд наблюдателя от скользящих ровных поверхностей.
Для облицовки пола и стен конечно может использоваться керамический гранит или плитка, но качество этих материалов должно быть топовым. В идеале - использование большеформатных образцов для акцентирования респектабельности и технологичности. Купить такое изделие - это еще полбеды. Отдельная дорогостоящая история - их транспортировка и монтаж.
Что касается дерева, то минимализм предпочитает его выраженную структуру. Это то, что добавляет природности в интерьер. В качестве напольного покрытия используются массивная доска или паркет максимально природного тона, так как цвет дерева в минималистичном интерьере, наряду в редкими растениями и текстилем - единственное, что может разбавить преимущественно монохромную серо-белую цветовую гамму.
Натуральное дерево приветствуется также в предметах мебели, преобладая над металлическими конструкциями. Таким образом минимализм противопоставляет себя индустриальным тенденциям в интерьерах.
Обратите внимание на то, что формы предметов мебели предельно лаконичны и просты. Минимум излишеств при максимуме функционала. Эти замечательные стулья в столовой семьи Пак, представляющие собой прилаженные друг к другу плоскости - это верх философии минимализма. В них принципиально не заложена задача служить украшением интерьера, они призваны лишь исполнять свою основную функцию, равно как и предельно упрощенная конструкция стола.
В минималистичном интерьере дома Паков довольно много стеклянных элементов. Стекло - не совсем природный материал, зато оно максимально экологично в отличие от пластика или различного рода ПВХ-покрытий. Его прелесть состоит также в том, что его практически не видно. Стеклянные объекты не загромождают помещение, так как свет проходит сквозь них. Именно из стекла выполняются различного рада ограждения и перегородки, если они необходимы. Особый шик в интерьер могут добавить стеклянные беспрофильные двери.
Технологичность
Минимализм ориентирован на использование в интерьере новейших технологий. Это всегда "умный дом" с доступом из любой точки дома и даже извне к управлению той или иной техникой в доме. В фильме "Паразиты" технологичность дома Паков сосредотачивается на их кухне. Это место, где под рукой есть всё необходимое, где всё продумано до мелочей и максимально практично.
Техника только встроенная, только самых качественных брендов. Фасады всегда гладкие, не обремененные видимыми ручками. Для фасадов и столешницы используются только самые практичные и самые износостойкие материалы. В идеале кухня не должна даже походить на кухню. Она должна быть органичным продолжением основного помещения, сливаясь с ним по цвету и по фактурам. В кухне Паков очень много металла, так как этот материал очень устойчив к различного рода воздействиям, прост в уходе и, конечно, же недешев. Кроме того фактура нержавеющей стали хорошо вписывается в общий колорит минималистичного интерьера.
Зона отдыха в таких домах обязательно оснащена современной видео- и аудиоаппаратурой. Огромный многофункциональный телевизор, система "домашний кинотеатр", "звук вокруг" и т.п. призваны обеспечить человеку состояние максимального погружения. Таким образом человек может виртуально изменять место своей локации, перемещаясь между "мирами", оставаясь при этом в одной и той же точке. Это порождает иллюзию власти над миром.
Принцип ВЛАСТИ также важен в минимализме, как и принцип СВОБОДЫ. Люди, которые могут позволить себе концептуально минималистичный интерьер, часто претендуют на то, чтобы занимать господствующие позиции. Благодаря своим деньгам и своему положению, они могут себе многое позволить - поездки, дорогие вещи, развлечения разного рода.
А что такое по сути минималистичный интерьер как не проявление власти над природой, попытка загнать природу в концептуальные рамки искусственно созданного стиля? Природные материалы и природные акценты лишь используются для обрамления исключительно технологичного и функционального жилища, дополняя его натуральными и дорогостоящими фактурами.
Значение арт-объектов
Дом Паков, как и все минималистичные интерьеры, очень скуп на арт-объекты, так как последние не несут, как правило, никакой другой функции, кроме эстетической. Но и в эстетике есть польза. Арт-объекты способны наполнить пространство духовностью, теплотой или же лишний раз подчеркнуть его концептуальность или шик. В минималистичном интерьере будут особенно ценны уникальные дизайнерские вещи, существующие только в штучном виде.
Особое место среди арт-объектов интересующего нас интерьера занимает инсталляция на одной из стен гостиной. На кадрах фильма плохо видно, но она представляет собой лес из проволоки и нержавеющей стали, выполненный южно-корейским художником по имени Сунг Мо Парк.
Парк создает уникальные и высокоодухотворенные произведения из холодного и технологичного металла, соединив тем самым искусство (душу) и прогресс (технологию).
В некоторых уголках дома расположены также другие, более незатейливые объекты, отличительной особенностью которых является геометричность, экстравагантность и уникальность.
Используя уникальные дизайнерские предметы интерьеры, минимализм подтверждает свой статус стиля, доступного лишь избранным.
Особое место среди арт-объектов в интерьере дома Паков занимает застекленный стеллаж с красивой выставленной напоказ красивой посудой.
Стеллаж заполняет всю стену, поддерживает строгий ритм вертикальных и горизонтальных линий и, самое главное, маскирует собой вход в подвал, где сосредоточены нечасто используемые вещи.
Здесь интересна сама дизайнерская находка, своеобразный отвлекающий маневр. Вход остается практически незаметным, пока не включен свет и не видны ступени. В то же время стеллаж служит источником приглушенного ненавязчивого освещения. При выключенном основном свете он становится дизайнерским светильником и уникальным в своем роде арт-объектом.
В минималистичном интерьере светильники как арт-объекты используются лишь для локального освещения.
Если же мы говорим об основном свете, он проектируется так, чтобы быть как можно более незаметным. Это свет, расположенный в каких-то нишах и отверстиях стен или потолка. Его главная задача - освящать помещение, не привлекая к себе внимание и не ломая своими линиями общую геометрию пространства.
Мы наблюдаем сугубо функциональный подход: основная функция света - освещать, а не украшать. Добавим сюда нашу вездесущую технологичность: всевозможные датчики движения и звука, продуманную до мелочей систему зонирования и регулирования света. И получится законченная картинка.
Так в чем же "понты"?
Итак, минимализм в качестве стиля для избранных включает в себя следующие атрибуты:
- интерьер внутри дома тесно связан с его архитектурой и окружающим ландшафтом
- для своей реализации стиль требует наличия больших хорошо освещенных пространств
- принцип простоты тесно переплетается с принципом свободы самореализации
- использование огромных оконных проемов в качестве уникальных и изменчивых естественных арт-объектов
- любовь к принципиально натуральным и поэтому дорогостоящим строительным материалам
- ориентированность на новейшие достижения техники и и новейшие технологии
- пронизывающая стиль идея власти человека над миром и где-то даже уверенность в неограниченности его возможностей
- дополнение интерьера дорогостоящими дизайнерскими и уникальными в своем роде арт-объектами
Я осознаю, что материал этой публикации достаточно спорный. Поэтому буду благодарен за все высказанные Вами, мои дорогие читатели, возражения и дополнения по теме. Буду счастлив видеть каждый поставленный вверх пальчик.
Подписывайтесь на канал, так как впереди еще километры интересной информации)