При подготовке учителей в педагогических ВУЗах и на специализированных факультетах других университетов студенты слушают тематические курсы лекций на тему психологического взаимодействия с учениками (например, педагогическая психология, общая педагогика, общая психология, конфликтология, теория и методика воспитания и так далее).
В программу этих курсов также входит и блок лекций, посвященный вопросам профессионального выгорания преподавателей.
Мой ребенок, ученик девятого класса, неоднократно отмечал высокую текучесть кадров в его школе. В основном с большим трудом там приживаются преподаватели географии, русского и английского языков.
Возможно, существуют определенные проблемы при вливании молодого специалиста в педагогический коллектив. Или имеют место сложности во взаимодействии с директором нашей школы, дамы странных принципов и тяжелого характера.
Это мы никогда не узнаем. Но вот проблемы становления учителя в детском коллективе как раз можно рассмотреть буквально изнутри, из первых рук независимого очевидца. То есть ученика.
Следует заметить, что мой ребенок во многом лоялен к преподавателям и всегда открыт для диалога. Он обращает внимание на характер изложения материала, на то, как держится учитель, на его педагогические эксперименты и инициативы.
И для разбора проблемы выгорания учителей ребенок предложил рассмотреть молодую учительницу английского языка, продержавшуюся в их школе два года.
Итак, пришла молодая учительница, свежая, энергичная и позитивная.
Ввиду того, что в этой школе английский язык - второй иностранный, то он устойчиво находится на втором плане. Программа откровенно слабая, учебники простые, а из-за частой смены преподавателей (семь за последние четыре года) знания учеников крайне не убедительные.
Молодая учительница сразу взяла быка за рога. Расширила программу, принесла в класс развивающие игры на английском как для учебного процесса, так и для досуга. Тормошила учеников, активно поощряла отличников и хорошистов и по-товарищески поддерживала троечников.
Класс отнесся к ней доброжелательно. Ребята, со слов моего ребенка, не старались стать лучше на ее уроках, вели себя как обычно, но никаких личностных протестов никогда не было.
К концу первого года у учительницы пропал энтузиазм. Она по инерции старалась разнообразить программу, но нового ничего уже не привносила. Уроки несколько поскучнели, но на отношении к ней класса и на поведении ребят это нисколько не сказалось.
После летних каникул несколько посвежевшая англичанка продолжила и даже несколько расширила свою инициативную линию. Тут даже я помню, что мы приобретали какие-то полезные грамматические пособия.
Но во втором заходе молодая учительница сдалась быстрее. После первой четверти она стала нередко повышать голос, раздражаться неподготовленностью класса к уроку. Пособия отошли в прошлое, также как и обучающие игры и прочие сверхурочные развлечения на английском. К новому году градус отношений между учениками и преподавателем стал откровенно накаляться. Полная неудовлетворенность классом, абсолютное отсутствие отдачи как коммуникационной, так и в освоении учениками английского языка вывела психоэмоциональное состояние преподователя на новый уровень. Практически свелись в никуда душевный подъем и желание педагогического эксперимента. Англичанка стала чаще и громче срываться. Класс незамедлительно дал обратную реакцию и распространенная ныне вольница на уроках переросла в откровенные беспорядки.
Ребенок говорит, что было грустно наблюдать угасание педагогической единицы. Но так или иначе, все закончилось вполне ожидаемо. Доработав до конца своего второго учебного года, молодой специалист ушла из этой школы. Понятно, что распущенность класса во многом определила психологический надлом начинающего учителя.
Но в профессиональной литературе отмечают также, что значительную роль в развитии у членов педагогического коллектива профессионального выгорания может сыграть и неэффективный стиль руководства.
"Так всегда бывает, - философски заметил ребенок, - или ломаются и уходят, или становятся как все".
Вполне очевидно, что труд учителя тяжел и неблагодарен. И согласитесь, что те педагоги, которые находят в себе душевные силы и неугасаемый профессиональный энтузиазм для работы с детьми достойны всяческого уважения.
Навигация по каналу Семья и психология
#школа #учитель #выгорание #профессиональное выгорание #девятиклассник