Найти тему

Литературная викторина для старшеклассников

Материалы могут быть использованы для организации внеклассной работы по литературе

ФИО автора: Мусина Мария Сергеевна

Школа и класс: МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, 10 класс

Название номинации: "Книжная полка"

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1. Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

А) бекеша со смушками;

Б) этакое богатое тело;

В) старое, ветхое, студенческое пальто;

Г) мраморные плечи, фигура античной статуи;

Д) шляпка с огненным пером

2. В каких произведениях присутствуют следующие герои:

А) Александр Григорьевич Заметов;

Б) Катерина Семеновна Мамонтова;

В) Тихон Иванович Кабанов;

Г) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

3. Назовите фамилии поэтов-авторов стихов:

А) Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Б) Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная,

Свистела, сердце разрывая…

В) Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

4. Определите жанр следующих произведений:

А) Леди Макбет Мценского уезда;

Б) Рассказ служанки;

В) Муму;

Г) Гордость и предубеждение

5. Иллюстрацией к каким литературным произведениям могут служить картины:

А) И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
А) И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
В. Г. Перов «Старички-родители на могиле сына»
В. Г. Перов «Старички-родители на могиле сына»
В) В. М. Васнецов «Богатырский скок»
В) В. М. Васнецов «Богатырский скок»

6. Назовите псевдонимы известных писателей, представленных ниже:

А) Алексей Максимович Пешков

Б) Александр Степанович Гриневский

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Анна Андреевна Горенко

7. Составьте словарную статью к литературоведческому термину «синекдоха» с примерами из художественных произведений

8. Расположите фамилии русских поэтов в порядке хронологии их жизни и смерти:

А) С. Есенин

Б) А. А. Фет

В) И. Ф. Анненский

Г) А. К. Толстой

Д) В. В. Набоков

Е) В. В. Маяковский

9. Назовите романы-эпопеи в русской литературе.

10. Определите авторство произведений, из которых приведены отрывки:

А) «…Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег»

Б) «… Вот поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?», а русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней…»

В) «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды»

11. Эпиграфами к каким произведениям являются слова:

А) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Б) «Вкушая вкусил мало меду, и се аз умираю»

В) «Береги честь смолоду»

Г) «L. van Bethoven. 2 Son.(op.2.№2). Largo Appasionato»

12. Кто из литературных героев проживает по адресу:

А) У Харитонья в переулке

Б) В Петербурге в Гороховой улице

В) Дом №302-бис по Садовой, квартира №50

Г) В Петербурге в Подъячевской улице

Д) Дом №13 по Алексеевскому спуску

13. Назовите поэтов ХХ века, которые так отзывались о себе в стихах:

А) Во всем мне хочется дойти до самой сути…

Б) Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

В) Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Г) Я научила женщин говорить,

Но, Боже, как их замолчать заставить!?

Д) Я ношу цилиндр не для женщин,

С глупой страстью сердце жить не в силе,

В нем удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле

14. В каких произведениях звучат или упоминаются эти музыкальные сочинения:

А) Д. Мейербер «Роберт-Дьявол»

Б) «Каста Дива» из оперы «Норма» В. Беллини

В) Романс «Ключ» на стихи Д.А. Кавелина

Г) Г. Добросклонов «Русь»

15. В каких произведениях каких авторов подаются эти угощения:

А) Пулярка жареная, мозги с горошком

Б) Лимбургский сыр, трюфели

В) ананасное мороженое

Г) Рыба лабардан

Д) Крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба

КЛЮЧИ:

1 задание:

А) Иван Иванович

Б) Анна Сергеевна Одинцова

В) Родион Романович Раскольников

Г) Элен Курагина

Д) Соня Мармеладова

2 задание:

1. А) «Преступление и наказание»

Б) «Война и мир»

В) «Гроза»

Г) «Ревизор»

3 задание:

1. А) Некрасов

Б) Блок

В) Тютчев

4 задание:

1. А) Повесть

Б) Роман-антиутопия

В) Рассказ

Г) Роман

5 задание:

1. А) «На Волге»

Б) «Отцы и дети»

В) «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

6 задание:

1. А) Максим Горький

Б) Александр Грин

В) Саша Чёрный

Г) Анна Ахматова

7 задание:

1. Синекдоха – троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. От метафоры синекдоха отличается тем, что замещает слова на основании постоянного соотношения, а не на основании сходства предметов или явлений. Синекдоха схожа с метонимией, которая так же строится на замене одного слова другим. Как художественный троп, синекдоха возникает в литературе, когда предмет называют по одному характерному признаку, выделяемому в качестве главного для обозначения данного объекта, то есть это название целого по его части или наоборот.

Можно выделить несколько видов синекдохи. Первый — употребление части в значении целого. Например, Николай Гоголь в поэме «Мертвые души» писал: «Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину...?» Бородой автор назвал человека, которому она принадлежит. Другой вид синекдохи — употребление множественного числа в значении единственного. Александр Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны» — хотим стать великими людьми, как Наполеон Бонапарт. Иногда единственное число употребляют в значении множественного, как в стихотворении «Бородино» Михаила Лермонтова: «И слышно было до рассвета, / Как ликовал француз» — имеются ввиду все французы, участвующие в битве.

Также синекдохой называют употребление родового названия вместо видового. Например, в «Мертвых душах» отец говорил Чичикову: «Пуще всего береги копейку». Под копейкой он имел в виду деньги в целом

8 задание:

1. Есенин (1895 – 1925), Фет (1820 – 1892), Анненский (1855 – 1909), Толстой (1867 – 1875), Набоков (1899 – 1977), Маяковский (1893 – 1902)

Ответ: БВГЕАД

9 задание:

М. А. Шолохов «Тихий Дон», Л.Н. Толстой «Война и мир», К.М. Симонов «Живые и мёртвые», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго», А.И. Солженицын "Красное колесо"

10 задание:

1. А) И.А. Бунин

Б) И. С. Тургенев

В) И. А. Гончаров

11 задание:

1. А) «Ревизор»

Б) «Мцыри»

В) «Капитанская дочка»

Г) «Гранатовый браслет»

12 задание:

А) Княжна Алина, затем Татьяна Ларина и её мать

Б) Илья Ильич Обломов

В) Берлиоз и Степа Лиходеев

Г) Два генерала, которых мужик прокормил

Д) Турбины

13 задание:

А) Б.Л. Пастернак

Б) В.В. Маяковский

В) М.И. Цветаева

Г) А. А. Ахматова

Д) С.А. Есенин

14 задание:

А) «Отцы и дети»

Б) «Обломов»

В) «Война и мир»

Г) «Кому на Руси жить хорошо»

15 задание:

А) «Мертвые души»

Б) «Евгений Онегин»

В) «Война и мир»

Г) «Ревизор»

Д) «Преступление и наказание»