Экологические вопросы становятся острее с каждым годом. Постоянное увеличение потребления, рост мусорных полигонов и серьезная угроза экологии. Вы только представьте: каждую минуту в мире используется миллион полиэтиленовых пакетов, которые потом неминуемо оказываются на свалке, где они разлагаются несколько сотен лет. Вместе с этим развиваются и экологические тренды, один из которых — zero waste, или «ноль отходов». Сегодня расскажем, как данная концепция работает в России и мире и можно ли построить прибыльный бизнес в тренде «ноль отходов».
Последователи движения zero waste стремятся производить минимальное количество отходов. Особенно активно эта концепция развивается в Бразилии, Аргентине, США и Мексике. Сократить количество отходов стремятся в Японии, Новой Зеландии и ОАЭ. Прежде всего zero waste связано с осознанным потреблением, отказом от использования одноразовых вещей и сортировкой мусора. Это касается не только населения, но и бизнеса, крупных компаний и производителей.
Концепция zero waste: опыт зарубежных стран
Чтобы сократить объем мусора, попадающего на свалки, и снизить негативное воздействие на окружающую среду, крупные мировые компании постепенно переходят на безотходное производство. Одним из примеров является IT-гигант Apple, работающий на возобновляемой энергии. К этому же стремятся и другие известные бренды: Procter & Gamble, Subaru, Ford, Nestle, Facebook, IKEA, Google и другие.
Безотходный цикл производства, переработка товаров, вышедших из употребления, переход на экологичную упаковку или производство товаров без упаковки — все это элементы концепции zero waste, глобальная задача которой состоит в организации производства, где отходы являются не мусором, а ресурсом.
Первопроходец движения Беа Джонсон сформулировала общую философию zero waste в правилах 5R:
- Refuse — отказ от покупки ненужных вещей, особенно одноразового использования.
- Reduce — уменьшение потребления, бережное отношение к ресурсам. Пользуйтесь меньшим количеством вещей, сократите количество приборов, мебели, ненужных аксессуаров.
- Reuse and Repair — используйте повторно и ремонтируйте. Бережнее относитесь к вещам, чтобы увеличить их срок службы. Не выбрасывайте испорченные вещи, а постарайтесь их починить.
- Recycle — сортируйте мусор и сдавайте его на переработку.
- Rot — компостируйте органические отходы.
Однако реализовать данную концепцию было бы невозможно, если бы эту идею не поддерживали производители товаров и услуг. Некоторые из них уже пришли к осознанию, что можно производить товары без вреда для планеты, и развивают «зеленое» направление, отказываясь от упаковки или переходя к экономике замкнутого цикла.
Одним из примеров является лондонский супермаркет Thornton Budgens, продающий молоко без упаковки. Чтобы купить молоко из автомата, вы можете приобрести стеклянную бутылку и пользоваться ею постоянно. Хочется верить, что подобные инициативы станут хорошим примером для других компаний, и пластика на мусорных полигонах станет меньше.
Съедобная коктейльная соломинка для напитков STROODLES PASTA STRAWS, произведенная из сырья, похожего на хрустящее вафельное тесто — яркий и креативный пример отказа от одноразового пластика. Пользоваться этой соломинкой можно в течение часа, после чего она расслаивается и теряет свои свойства от влаги. После применения по назначению ее можно съесть или раскрошить птицам. Производители соломинок продают их комплектами по цене от 280 до 1 050 рублей.
Кожзаменитель из пивных отходов — да, это возможно. Дизайнер Ми Чжоу стал создателем ткани из пивного сусла и остатков зерна. Заказчиком выступил бренд одежды и аксессуаров Stella McCartney. А из дизайнерской ткани BM Leather, по свойствам напоминающей экокожу, изготавливают модные аксессуары, например, чехлы для пластиковых карт.
Как российские производители и бизнесмены поддерживают идею zero waste
Российские производители тоже не остались в стороне от идеи «ноль отходов». Креативные сотрудники Южно-Уральского университета изобрели одноразовую биоразралаемую посуду. Стаканчики и тарелки из картофельного и зернового крахмала по виду и свойствам напоминают пластиковые, но при этом не ломаются и не деформируются. Конечно же, самым главным преимуществом перед пластиковой посудой является их безвредность для экологии.
Пластиковые горшки для комнатных растений из биоразлагаемого сырья, а именно из отходов бумажного производства — еще одно изобретение российских производителей с заботой об окружающей среде. Пластик Mobius сделан из лигнина, который по сути является отходом производства целлюлозы. Ранее его использовали в качестве топлива для цехов, но нашлось еще одно применение — «зеленое» производство цветочных горшков, которые по прочности и долговечности не уступают пластиковым, но разлагаются за несколько лет без ущерба для экосистемы.
Магазин без упаковки: примеры экобизнеса от Карелии до столицы
Первый в России магазин без упаковки
Набирают популярность и бизнес-инициативы, реализующие свои идеи в концепции zero waste. В 2018 году в России открылся первый магазин без упаковки. Бизнесвумен Любовь Сорокина организовала свой бизнес в Петрозаводске, стартовые инвестиции составили порядка 90 тыс. рублей. К моменту открытия магазина без упаковки предпринимательница успешно развивала бизнес на доставке пиццы, однако переезд за город и переход на вегетарианство изменили систему ценностей и девушка стала задумываться о смене направления своей деятельности. Бизнес-идея внезапно посетила ее во время домашней сортировки мусора. Вдруг пришло осознание, сколько упаковки от еды в виде неперерабатываемого пластика ежедневно попадает на мусорные полигоны. И девушка задумалась о том, что было бы здорово продавать продовольственные товары без упаковки.
Поначалу работали без собственного помещения, исключительно на доставке. В закупку круп и сладостей вложили 50 тыс. рублей. Принимали заказы в группе «ВКонтакте» и развозили их на своей машине покупателям. Там из большого пластикового контейнера товары разбирали в собственные пакеты, кастрюли и банки. Заказчиками были в основном сторонники осознанного потребления и экологичного образа жизни, но позже подтянулись и другие, кого привлекали низкие цены, ведь компания экономила на упаковке и аренде помещения. В первый же месяц вышли на небольшую прибыль и сразу же решили открыть небольшой магазин. На это ушло еще 40 тыс. рублей, но с открытием розничной точки оборот вырос в два раза. Чистая прибыль магазина без упаковки в разные периоды составляет от 10 до 45 тыс. рублей, наибольшим спросом пользуются крупы и «здоровые» сладости.
«Развесная лавка» — магазин для веганов и сыроедов
Еще один магазин без упаковки работает в Алтайском крае. «Развесная лавка» открылась в Бийске в 2018 году. Темой осознанного потребления Валентина Проходцева увлекалась уже давно, привлекла к этому и мужа. Вместе много читали об экологических проблемах, сортировали мусор у себя дома, а однажды наткнулись на статью о европейских магазинах без упаковки. Именно тогда поняли, что хотят воплотить нечто подобное в своем городе. Ведь чтобы уменьшить количество мусора на планете, важно не только экологично его утилизировать, но и меньше производить.
На открытие у супругов ушло 3 месяца и 300 тыс. рублей вложений: арендовали помещение, привели его в порядок, закупили продукцию. Покупатели, среди которых оказались веганы и сыроеды, подсказали, какими продуктами пополнить ассортимент. Так среди товаров появились нут, зеленая гречка, пророщенная пшеница. Чуть позже разбавили продовольственные продукты другими экотоварами типа бамбуковых зубных щеток и твердого шампуня.
Долго решали вопрос с поставщиками, пытались договориться с местными производителями о доставке товаров в оборотной таре, но столкнулись с полнейшим непониманием. В итоге удалось наладить поставки продуктов крупной фасовкой в перерабатываемой упаковке. В самом магазине нет полиэтиленовой упаковки, только бумажные пакеты для фасовки. Продавцы призывают покупателей приходить со своими баночками и мешочками для круп, и за год осознанных клиентов стало гораздо больше. Чистая прибыль магазина составляет около 10 тыс. рублей в месяц, но супруги верят в то, что скоро философия zero waste станет популярной и дела пойдут в гору.
Zero Waste Shop: бизнес на осознанном потреблении
Лариса Петракова почти десять лет занималась воспитанием двоих детей. В этот период увлеклась идеями осознанного потребления и экологичного образа жизни: старалась ходить в магазин со своей тарой для фасовки, отказаться от покупки ненужных вещей, лишних игрушек, особенно изготовленных из пластика. Девушка придерживалась мнения, что состояние экологии зависит не только от решений на государственном уровне, но и от личного вклада каждого человека, который осознанно отказывается от покупки полиэтиленового пакета в супермаркете.
Наблюдая за жизнью американки активистки и основателя движения zero waste Беа Джонсон, девушка старалась повторить ее опыт. Однако это оказалось не так просто, поскольку в ближайших магазинах невозможно было купить продукты без упаковки, приходилось ездить за ними по всей Москве. Так и пришла идея собрать все экотовары и продовольствие без упаковки в одном магазине. И в 2018 году пришла идея открыть собственный магазин.
На запуск точки в торговом центре потребовалось 1,3 млн рублей: больших финансовых вложений потребовали ремонт и специальное оборудование, например, диспенсеры для сыпучих продуктов. Кроме продовольствия, продавали металлические соломинки для напитков и специальные ершики для их чистки, дезодоранты-кристаллы, многоразовые средства гигиены, подгузники многоразового использования и восковые салфетки, «зубные таблетки» вместо пасты в тюбиках и другие экотовары без упаковки.
Открытие Zero Waste Shop вызвало большой ажиотаж, в первый же день выручка магазина составила 70 тыс. рублей. А еще через несколько дней в магазин приехала сама Беа Джонсон с лекцией об осознанном потреблении, что добавило еще больше популярности. Сегодня магазин уже наработал хорошую репутацию среди клиентов — сюда едут за товарами со всех концов Москвы.
По признанию самих бизнесменов, открывших точки с экотоварами, — дело это не самое прибыльное, миллионов не заработать. Но экоосознанный бизнес открывается прежде всего для воплощения в жизнь самой идеи. Если говорить о малом бизнесе, то zero waste — это не про зарабатывание денег, а больше про философию осознанного потребления, внедрение этой культуры в массы и помощь окружающей среде.