Найти тему

Кто такой внутренний Взрослый с точки зрения физиологии стресса?

Оглавление

Как стресс влияет на психику и наоборот? Какие субличности живут в нашей психике? О том, как подружить внутренних Ребенка, Родителя, Взрослого, рассказывает Анна Ромащенко — клинический психолог, аналитический психолог, врач-кардиолог, преподаватель Европейской Школы Психологии.

Почему так трудно сформировать и укрепить внутреннего Взрослого?

Многие задаются этим вопросом, но упускают из виду один маленький нюанс: внутренний Взрослый уже есть внутри нас, но часто смещается внутренними Родителем и Ребенком, поэтому кажется, что Взрослого совсем не существует.

Как обнаружить в себе внутреннего Взрослого?

Он находится в состоянии «здесь и сейчас», т. е. в нашем ощущении настоящего момента и обнаружении себя в этом ощущении.

Во Взрослом состоянии мы не зависим от нахлынувших эмоций, чувств и сохраняем позицию Наблюдателя. Состояние внутреннего Взрослого — состояние положительного стресса. Находясь в нем, организм вырабатывает огромное количество энергии (можно назвать это силой воли) сталкиваясь с обстоятельствами, требующими адаптации и преодоления фрустраций. Взрослый проживает стресс полноценно и эффективно для себя, с опорой на подлинное Я, и тем самым растет и развивается.

Конфликт внутреннего Родителя и Ребенка

Почему же мы постоянного ускользаем во внутренний конфликт между Родителем и Ребенком? На мой взгляд, здесь прослеживается прямая связь между физиологическими и психическими процессами.

Родитель и Ребенок — это автоматические мысли, через которые организм начинает обманывать сам себя. С физиологической точки зрения они относятся к эволюционно выработанной адаптивной стратегии мозга с целью экономии энергии.

Ребенок включается, когда мы оказываемся в ситуации неэффективного проживания стресса — в безвыходном положении, где стресс-факторы только накапливаются и истощают ресурсы организма.

В данной ситуации преобладающими чувствами будут тревога и страх. Человек ощущает у себя нехватку личностного потенциала и ресурсов, и у него не остается другого выхода, как оставаться в позиции Ребенка.

Однако на субличность Ребенка, кроме внешних обстоятельств, нападает еще и внутренний критик-Родитель, за то, что «ленишься», «слабый» и «ни на что не годный». И так замыкается круг хронического стресса, как огромная снежная лавина, где любой фактор подпитывает и масштабирует следующий.

С другой стороны, пребывание в хроническом стрессе заставляет организм экономить ресурсы, и мозг включает состояние Ребенка, потому что, каким бы болезненным ни было это состояние, оно выгодно для выживания организма при отсутствии физических ресурсов.

Как выйти из детской позиции?

Чтобы прервать цикл хронического стресса, а значит, и выйти из детской позиции, важно в первую очередь восстановить ресурсы организма на физическом уровне. Помогут полноценный отдых, сон, питание, физические нагрузки. То есть начать нужно с уровня тела, а затем воздействовать на психологические факторы, поддерживающие этот стресс.

Важно понимать, когда задействуется Ребенок, личностные потенциалы не покидают человека, они не испаряются, не могут быть утеряны. Они лишь подавляются и проецируются на окружение. В этом состоянии мы можем видеть других более сильными, смелыми, умными и т. д. И если эти качества или умения в других мы воспринимаем эмоционально-аффективно, то это указывает на проекцию.

Человек, чей Ребенок сейчас «ведет игру», на самом деле ощущает себя беспомощным не потому, что ему не хватает необходимых ресурсов, а потому, что он их проецирует и приписывает другим людям. Следовательно, вернуться в состояние Взрослого, можно лишь возвращая себе обратно все проекции. Наиболее эффективным способом достичь этого будет работа с психологом.

Как вернуть Взрослого самостоятельно?

Первый шаг к возвращению Взрослого — это состояние наблюдения за своими мыслями и чувствами:

  • когда я думаю как Ребенок?
  • когда я как Родитель?

Уже само наблюдение тренирует вашего внутреннего Взрослого держаться уверенно. Когда вы обнаруживаете, каким образом включаете Ребенка или Родителя, тогда вы становитесь в позицию возможности их отключения.

Второй шаг — это выслушивание потребностей каждой из сторон. В первую очередь необходимо слушать Ребенка, который, когда его потребности удовлетворены, является источником внутренней мотивации, творческой энергии. Эту энергию будет направлять Взрослый.

Третий шаг — это превращение критикующего Родителя в поддерживающего, который будет в Ребенке эту «энергетическую лампочку» включать и поддерживать.

Когда внутренние субличности работают слаженно и в сотрудничестве, тогда человек меньше подвергается воздействиям внешних стрессоров, меньше истощает свои ресурсы, а значит, у него больше возможностей творить и развиваться.

Автор статьи:

Анна Ромащенко — клинический психолог, аналитический психолог, врач-кардиолог, преподаватель программы «Система продвижения PSY-услуг» в Европейской Школе Психологии.