Осенью 1981 года, в Баренцевом море, Британская фирма, при содействии Советской стороны подняла с морского дна 431 слиток золота 999 пробы, общим весом более 5,5 тонн. Это золото имела непосредственное отношение ко Второй Мировой войне.
В конце апреля 1942 года, Немецкая подлодка торпедировала Английский крейсер Edinburgh, шедший в конвое из Мурманска в Великобританию. 2 мая, после нескольких дней тяжелых боев и безуспешных попыток спасти корабль крейсер пришлось затопить.
В трюмах Edinburgh лежало 5,5 тонн Советского золота - оплата за полученную военную технику и снаряжения, полученную в рамках договора более известного как Ленд-Лиз.
В этой статье мы вспомним про Ленд-Лизе - государственной программе, по которой США и другие союзники поставляли СССР технику, боеприпасы и другие ресурсы. Во время Второй Мировой войны. Так расскажем Вам: что именно, в каких объемах и на каких условиях предоставлялось в рамках Ленд-Лиза, расскажем какими сложными путями все это доставлялось в Советский Союз.
Впервые идея об аренде была законодательно закреплена в США еще в 1892 году, но широко воспользовались этой возможностью лишь спустя полвека - закон о Ленд-Лиде был подписан президентом Рузвельтом 11 марта 1941 года. Почему именно тогда? К тому моменту Вторая мировая шла уже полтора года и общественное мнение США разделилось на два лагеря - противником и сторонников участия страны в войне. Рузвельт, шедший в 40-ом на третий срок был скован в действиях - он боялся лишиться поддержки избирателей настроенных против войны, однако и Англию, выстоявшую против воздушной битвы против Третьего Рейха не хотел оставлять без помощи. Поэтому как только прошли выборы, Рузвельт занял позицию помощи союзникам не доходящей до войны.
Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом.
Рузвельт
Основная идея Ленд-Лиза - передача иностранным государствам, оборона которых является жизненно важной для США, вооружения на условиях займа. В марте 1941 года, в Европе у США остался лишь один такой союзник - Британия, однако в июне Гитлер обрушился на СССР. Британия, а вместе с ней США прекрасно понимали, что чем дольше эффективнее будет сражаться СССР, тем дольше будет отвлечена Германия. Переговоры между Кремлем и Белым домом начались с первых же дней войны на Восточном фронте. Для этого, в конце июля, в Москву прибыл посланник Рузвельта Гарри Гопкинс. Он лично встретился со Сталиным и передал ему намерения президента США помочь стране Советов. Это намерение подкрепилось после подписания Рузвельтом и Черчиллем, в августе 1941 года, Атлантической хартии - документа, который определял миропорядок после победы союзников.
Сложилась парадоксальная ситуация - документ подписывал президент США, хотя официально Штаты в войну еще не вступили.
К тому времени положение Красной армии было катастрофическим. По состоянию на 30 июля 1941 года, потери составляли почти 650 000 человек, при общей численности армии в 5 000 000. Так же были потеряны около 6000 танков и 3000 самолетов, причем нередко техника не погибала в бою, а просто бросалась или взрывалась при отступлении.
Такая же ситуация сложилась и с материальной частью - было потеряно около 200 складов, в следствии чего возник острый дефицит топлива. продовольствия и боеприпасов.
Стоит еще отметить и потери производственных мощностей, на которых можно было развернуть выпуск необходимого. Поэтому, США еще до конца лета 1941 года выделили $1млд. беспроцентного займа для оплаты поставок Союза. К тому моменту, условия Ленд-Лиза еще не распространялись на СССР.
12 августа 1941 года, в Советский Союз отбыл первый конвой, вышедший из Ливерпуля. 7 грузовых судов, в сопровождении 16-и боевых кораблей вези каучук, олово, шерсть, вооружение и первые 15 самолетов истребителей Харрикейн в разобранном виде. Еще 24 Харрикейна доставил авианосец Argus, шедший в эскорте конвоя.
Осенью, на Московской конференции, Сталин принимает британского и Американского представителей и СССР официально присоединяется к программе Ленд-Лиза. Советская сторона просила 400 самолетов и 1100 танков ежемесячно, но в реальности были согласованны несколько меньшие объемы. Главным условием поставок была оплата полученной техники, вооружения и материалов после войны, в том числе, за счет беспроцентных кредитов, которые так же будут предоставлены США. Уцелевшую и исправную технику надлежало вернуть.
Кроме непосредственно военной техники, в СССР поставлялись взрывчатые вещества, средства связи, локомотивы, рельсы, металлы, химикаты, металлорежущие станки, проволока и даже армейская обувь. Отдельным видом поставок было продовольствие - свиное сало, смалец, тушенка в банках. Встал вопрос: как доставить все это через Атлантику, которую терроризировали Немецкие подлодки? И по Тихому океану, который тоже стал театром военных действий, после нападения Японии на Перл-Харбор?
Осенью 1941 года, уже работал самый короткий, но и самый опасный Северный маршрут - из Англии, через Гренландское и Баренцево моря, в Мурманск и Архангельск.
Арктические конвои - караваны грузовых судов, числом от 7 до 35, под прикрытием военных кораблей (их было от 5 до 16). Они шли от Англии до Советских портов 10-14 суток. Несмотря на сопротивление флота Рейха корабли союзников беспрестанно шли в СССР этим путем до мая 1945 года. Сделав за это время 78 походов, общие потери составили 85 торговых и 16 боевых судов. Через северный путь было отправлено 3 964 000 тонн грузов, из которых утрачено было 7%. Этот объем составил 23% от общей помощи СССР во время войны.
Другими важными маршрутами были Тихокеанский и Персидский. Доставка груза по Тихому океану силами Американского флота стала невозможной, с момента начала войны между Японией и США. Теперь здесь было относительно безопасно лишь Советскому флоту, который тем не менее задерживался Японцами для принудительного досмотра. Путь от Западного побережья до портов СССР занимал 18-20 суток, а переброска с дальнего востока в Европейскую часть Союза - еще до 3-х недель. И тем не менее, именно через Тихий океан было доставлено 47% помощи по Ленд-Лизу.
Был еще воздушный путь Аляска-Сибирь, через который Советские летчики доставляли Американские самолеты. Для этого была создана первая перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия, со штабом в Якутске. До попадания в зону боевых действий самолетам приходилось проделать 14 000 км. Этим маршрутом в СССР было переброшено почти 8000 самолетов.
Персидский маршрут тоже был не простым - в Иране, молниеносно оккупированном Британскими и Советскими военными, была плохо развита транспортная система. Возникает вопрос: зачем оккупировать целую страну, чтобы сначала доставлять туда грузы по морю, а потом еще гнать их с берегов Персидского залива до Советского Азербайджана?
Дело в том, что на территории Ирана, находившегося под полным контролем союзников, можно было развернуть производство, а тогда путь существенно сокращался. К тому же, здесь к доставке подключалась военно-транспортная служба Британской Индийской армии. На этот путь пришлось 24% грузов в рамках Ленд-Лиза, в том числе более 180 000 автомобилей, произведенных уже в Иране.
Всего по Северному, Тихоокеанскому и Персидскому маршрутам, с августа 1941 по май 1945 года, прошло 93% всей помощи, оказанной СССР. Оставшаяся, незначительная часть, прошла двумя путями - первый так же через Тихий океан, но Северным путем, через Советскую Арктику, а второй через Средиземное и Черные моря.
Наш рассказ был бы не полным, если бы мы не остановились на конкретных объектах поставки. Вам вероятно знакома песня "...выходила на берег Катюша...". "Катюшей" в народе называли грузовой автомобиль с установленной на борт реактивной системой залпового огня, но мало кто знает, что "Катюша" выходила на берега Восточного фронта в большинстве своем -54% - на базе Американского грузовика Studebaker, который в отличии от Советского аналога имел полный привод и повышенную проходимость. Из более чем 219 000 выпущенных Studebaker в СССР было доставлено 152 000 машин, которые служили как транспортным средством, так и тягачем, заменявшем тракторную и конную тягу при перемещении артиллерии.
С лета 1941 года в распоряжение Красной армии так же стали поступать армейские внедорожники Willys, в общей сложности более 50 000. К ним приделывали противотанковые пушки, пулеметы и так же использовали в качестве тягачей.
Отдельной статьей поставок был железнодорожный транспорт. Союзники передали СССР 1860 электровозов, 11 262 платформы и 1449 грузовых вагонов. Что касается более тяжелой и сложной техники, то здесь нужно выделить танки Шерман, Валентайн, Матильда и М3 Ли - их в общей сложности было доставлено более 9000. Для сравнения, самый массовый Советский танк Т-34 был произведен в количестве 35 000.
Это не весь перечень техники ввозившейся с СССР по Ленд-Лизу. Сюда нужно добавить и истребители Спитфайр и Тандерболт, бронетранспортеры Юнивёрсал Кэриэр, Американские легкие танки Стюарт и грузовые суда.
А кроме готовой уже к бою техники в страну Советов отправляли листовой металл, взрывчатку, рельсы, станки, средства связи, кабель, продовольствие и другие нужные воюющему государству продукты.
Последние грузы по Ленд-Лизу прибыли в СССР в сентябре 1945 года. Всего за время войны Советский Союз получил товаров на сумму около $13млд., из которых $11,3млд. - доля США, а остальное Англии и Канады.
Как и было оговорено ранее, Вашингтон не требовал возмещения за уничтоженную военную технику, однако предложил частично оплатить гражданские поставки.
Начались долгие переговоры. Изначально, в 1946 году Американская сторона пожелала получить $2,6млд., но вскоре сумма была уменьшена на половину.
В 1948 году Советская сторона выразила готовность оплатить $170млн., но это не устраивало США и переговоры были прерваны. Свою роль в неспособности бывших союзников договориться сыграла смерть Рузвельта, с которым у Сталина сложились неплохие отношения и Фултонская речь Черчилля в марте 1946 года, где он впервые употребил фразу "Железный занавес".
В 1951 году, США снизили требования до $800млн., а Советы подняли планку до $300млн., однако и эта попытка не имела успеха.
Переговоры возобновились лишь в 1972 году, и наконец стороны достигли соглашения. СССР до 2001 года обязался выплатить $722млн., однако было уплачено только 3 транша по $48млн., а затем выплаты прекратились из-за нового обострения отношений с Америкой.
К вопросу вновь вернулись в 1990 году, тогда была согласованна выплата $674млн. на протяжении 40 лет, но распад страны Советов снова смешал карты.
Наконец в 1993 году, Россия заявила, что принимает на себя ответственность за долги СССР, в обмен на отказ бывших республик от полагавшейся им доли в оставшихся активах рухнувшего государства.
В итоге последние платежи по поставкам были перечислены США только в 2006 году.
Благодарю Вас за то, что дочитали эту статью до конца.
Текст является авторским, фотографии взяты из открытых источников.
Так же Вы может поддержать автора донатом по этой ссылке.
Заработай прямо сейчас 500 рублей на оформлении СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНОЙ карты Росбанка нажав сюда.
#СССР #Война #великая отечественная #великая отечественная война #США #ленд-лиз #день победы