Найти тему
56,1K подписчиков

Что не так или все так с российскими фильмами о Великой Отечественной войне

18K прочитали

В День Победы на федеральных телеканалах аншлаг российских фильмов о Великой Отечественной войне: «Девятаев», «Битва за Севастополь», ремейк на фильм «А зори здесь тихие», «Т-34», а также множество мини-сериалов на военную тематику. Насколько хороши эти картины и должны ли культовые советские фильмы уступить им дорогу?

Кадр из российского военного фильма "Красный призрак". Фото из открытых источников
Кадр из российского военного фильма "Красный призрак". Фото из открытых источников

Позиция критика

Некоторые кинокритики уверены: современные отечественные фильмы и мини-сериалы на военную тематику достойны зрительского внимания. Некоторые из представленных к показу в День Побед картин и вовсе не уступают советской киноклассике.

В качестве доказательства кинокритик Юрий Гладильщиков. привел "несколько весомых аргументов".

Он уверен: современные военные киноленты – масштабные проекты, в которые вложены сотни миллионов рублей. Взять хотя бы того же «Девятаева». Воздушные бои реалистичные, самолеты не картонные, а пилоты-актёры играют на пределе своих возможностей.

Кадр из фильма "Девятаев". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Девятаев". Фото из открытых источников

Такие картины нравятся мОлодежи и пОдросткам. Именно на них, уверен Гладильщиков, ориентированы эти фильмы. Для «пенсионеров уже не снимают». Они не ходят в кинотеатры, не голосуют за киноленты рублем, следовательно, выпадают из целевой аудитории крупных российских киностудий.

«Сегодня киноаудиторией является публика в возрасте от 14 до 30 лет. Для них уже нельзя снимать фильмы о Великой Отечественной войне, как снимали для очевидцев того времени. Если вы не заинтересуете молодую публику, то фильм в прокате не окупится. Как правило, раздражаются пожилые люди, которым не нравится современное кино. Молодежь эти фильмы устраивают вполне», - считает Гладильщиков.
Кадр из фильма "Красный призрак". Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Красный призрак". Фото из открытых источников

А что думает сама молодежь? Моя племянница представитель целевой аудитории, на которую, по мнению Гладильщикова, рассчитаны российские военные киноленты.

В беседе со мной старшеклассница отметила: ей не нравится российское кино из-за неправдоподобного сюжета, ужасной озвучки (голос не совпадает с образом героя), примитивного сценария.

Поэтому она смотрит только советские фильмы о Великой Отечественной войне. По её мнению, они жизненные. Герои таких картин – простые люди, которым хочется переживать, сочувствовать.

«В российских фильмах участники военных действий какие-то пластилиновые. Девушки всегда при макияже, с уложенной прической (и это на фронте), а у мужчин новенькие шинели, которые не пачкаются. Ерунда полная!», - сказала моя племянница.
Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников
Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников

Гладильщиков не отрицает: картинка в современных кинолентах не совсем правдоподобная. Увы, "российским режиссёрам и сценаристам приходиться идти на определённые коммерческие уступки, домыслы".

Важно, чтобы картина окупилась в прокате. Поэтому зрелищность затмевает здравый смысл. У советского кино были немного иные задачи. Возможно поэтому оно прошло через годы, через расстояния.

Осилят ли этот путь современные картины – большой вопрос.

Позиция актёров

«Джульбарс» - стал одним из самых раскритикованных кинопроектов о Великой Отечественной войне. Жители Севастополя камня на камне не оставили от сериала:

"Тут щетина, там китель расстегнут. Жаль, что в кадре не было генералов со стильными бородами!"

Очень много неточностей и по технике. Например, в «Джульбарсе» в 1941 году на вооружении «полуторка». Таких ОЗ в принципе тогда быть не могло, но режиссеры вставляют зачем-то их в кадр. Наверное, чтобы придать картине зрелищности.

Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников
Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников

Актер Николай Мачульский, сыгравший в «Джульбарсе» командира Шевцова, не отрицает, что проект, в котором он принял участие, - не шедевр.

Несмотря на неточности, считает герой сериала, это смотрибельная картина. Мачульский уверен: современного зрителя перекормили фильмами, сериалами, поэтому россияне не наслаждаются, а перебирают. Ищут изъяны даже там, где их нет.

Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников
Кадр из сериала "Джульбарс". Фото из открытых источников

Он признался: «Джульбарс» никогда не войдет в «Золотой фонд» российского кинематографа. Это просто "очередной сериал, привязанный к памятной дате". Да, в нём есть ошибки, но кто не снимает, тот не ошибается.

«Будет здорово, если человек после критики сделает усилие и заставит себя посмотреть что-то, что он считает для себя крутым. Например, «Летят журавли». Это значит, что за счет несовершенного кино, мы подтолкнули человека к поиску крутого материала», - уверен главный герой «Джульбарса».

Он объяснил, почему советские картины, снятые в 50-х – 70-х годах на порядок лучше. Дело в том, что их снимали режиссёры, так или иначе заставшие Великою Отечественную войну. Поэтому они были требовательны к артистам, сценаристам, композиторам.

Мачульский отметил: чем дальше от того времени, тем сложнее играть и снимать картины на события, происходившие с 1914 по 1945 годы.

Николай Мачульский. Фото из открытых источников
Николай Мачульский. Фото из открытых источников

Почему? Практически не осталось тех, кто помнит об этом. Поэтому в тренде новая киноистория, которая гармонична встроена в кинорынок. Ничего лично, это просто бизнес.

Позиция генерала

Экономия – одна из главных бед современных российских фильмов о войне, уверен председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой России, генерал-майор авиации Сергей Липовой.

По его данным, кинопродюсеры не приглашают военных консультантов для съемок фильмов. Ответ на вопрос «Как было?» они ищут в интернете или в документальной кинохронике.

В советские годы незазорно было привлекать к съемкам фильмов ветеранов. Они рассказывали, показывали, объясняли. Поэтому советские фильмы не выглядели киношным новоделом. Чего нельзя сказать о современных картинах.

Сергей Липовой. Фото из открытых источников
Сергей Липовой. Фото из открытых источников

Отсутствие военных консультантов – одна из десятка причин, почему российские фильмы не вызывают восторга у некоторых россиян.

Что касается зрителей, то они также оставили свои отзывы на современные киноленты о Великой Отечественной войне.

«Проблема современных "режиссеров" в том, что им не нужен "подвиг" как таковой, им нужен "трэш". Чтобы фильм обсуждали, причем неважно в каком ключе - хорошем или плохом - главное - "хайп"... Вот и снимают картины с санитарками с силиконовыми грудями и губами(пубертатную молодежь привлечь), любовную линию вставляют ни к месту (чтобы девочки тоже смотрели кино), ну и экшена побольше...».

В общем, все выводы делаете сами, а я пока посмотрю картину «40 дней без войны».

#день победы #российские фильмы #советские фильмы #9 мая #джульбарс #офицеры россии #мачульский

Вместо эпилога

Дорогие друзья, поздравляю Вас с Днем Победы! Мирного неба над головой. В этот майский торжественный день предлагаю ознакомиться с мирным контентом коллег из «Дзена». Жамкайте по ссылке, читайте, подписывайтесь

Не забывайте и про «Кинамнезию».

У неё появился telegram-канал. Жамкайте по этой ссылке, чтобы подписаться. Также появилась игровая группа «Мефистофель» в Одноклассниках. Подпишитесь, кликнув по этой ссылке.

А пока-пока!) С наступающим Днем Победы!