Предисловие
На сегодняшний день технический прогресс не стоит на месте. Однако, с развитием научно -технического прогресса появилось отрицательное явление - мошенничество в сети интернет. Многие пользователи всемирной сети не знают или сомневаются в возможности не стать жертвой киберпреступников. В данной статье рассматривается классификация мошенничества в глобальной сети Интернет, на основе которой проведен анализ, разработаны меры профилактики кражи информации пользователей, а также меры по профилактики компьютерной преступности на сайтах социальных сетей.
Инструменты мошенников и хакеров
Фишинговые сайты
Фишинговые сайты-сайты, имитирующие какой-либо другой (официальный) сайт, и нацеленные на получение личных данных пользователя. От «оригиналов» они отличаются названием домена, внешнего вида (в некоторых случаях) и ограниченности (дальше поля регистрации, вероятней всего, ничего не появится).
Как же от них уберечься?
Отличить фишинговый сайт от настоящего можно по вышеуказанным, возможным отличиям. Но поддельные сайты, в последнее время, уже не так легко отличить от настоящих, ведь некоторые из них имеют вполне убедительные адреса, а в некоторых случаях, на них даже установлено защищенное соединение (HTTPS). Также распознать поддельный сайт на телефоне или планшете зачастую сложнее, чем на компьютере или ноутбуке. Поэтому наилучший способ профилактики – не переходить по ссылкам на сайты, которые отправляют другие пользователи, а вводить название сайта вручную (а если знаете, что на сайт зайдете лишь однажды, то рекомендую использовать резервную почту).
Фирмы «Однодневки»
Фирмы (в нашем случае сайты) «Однодневки» - сайты, которые создают для кражи денег (иногда данных) его клиентов путем продажи товара, которого на деле у магазина в наличии нет и, как не странно, не будет, и не возврата потраченных клиентом средств. Зачастую такие магазины создают накануне какого-либо события, вокруг которого будет ажиотаж, для быстрого и большого притока клиентов.
Как не отдать деньги владельцу такого «магазина»?
Во-первых, стоит проверить доменное имя магазина (например: дату его регистрации) через такой сервис как Whois. Домены, зарегистрированные недавно, могут явно вызвать подозрение. Еще можно проверить отзывы о магазине через независимый источник. И, наконец, если после применения всех вышеперечисленных способов проверки имеются сомнения по поводу нового магазина, то стоит просто купить то что нужно в интернет магазинах, проверенных временем, хоть и за большую стоимость, зато с гарантией безопасни.
Обман
Обман – введение в заблуждение человека, с целью получения его имущество или права на него по его воле. Существует множество способов обмана жертвы, начиная от известным многим представлением мошенника сотрудником банка, с его просьбой озвучить реквизиты своей платежной карты и т.д., заканчивая сложным анализом потенциальной жертвы, представления злоумышленником знакомым жертвы, с просьбой под каким-либо предлогом перевести деньги и т.д.
Как не стать жертвой таких мошенников?
Объясню я на наиболее распространенном примере, так как универсального способа профилактики данных случаев нет. Все сотрудники банка не будут требовать данные платежных карт своих пользователей. Помня это правило можно без труда отличить лже сотрудника банка от подлинного. Также лучше чаще проверять баланс и историю платежей в мобильном приложении/ на сайте банка, на случай подозрительного SMSуведомления о пополнении/списании средств.
Методы распространения мошенников
Таргетированная реклама Google/Яндекс
Киберпреступники используют разные методы привлечения потенциальных жертв. Наиболее эффективным из них – таргетированная реклама – онлайн реклама, нацеленная на заданную по каким-либо параметрам (возраст, интересы, пол и др.) аудиторию. Так как подобную рекламу предоставляют сами браузеры, то она вызывает доверие, чем, хоть и с малой вероятностью, могут воспользоваться злоумышленники.
Как избежать сомнительных объявлений?
Тут всё зависит от отношения к таргетированной рекламе: если она только мешает, то можно использовать сервисы, блокирующие рекламу, например: Adblock или тот, что предлагает сам браузер. Если же таргетированная реклама помогает вам при поиске чего-либо или же используете сервисы, использующие таргетинг (площадки для продажи товаров/услуг, лента новостей в социальной сети и др.), то стоит следовать рекомендациям, описанным на стр. VI-VII.
Спам рассылки
Спам рассылка – массовая отправка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания её получить. Конечно, в электронных письмах/сообщениях будет предложения предоставления услуг весьма сомнительного характера. Оформляется в основном самим магазином или, в случае рассылки в мессенджерах, со взломанного аккаунта.
Каким образом можно оградиться от подобных рассылок?
В электронной почте имеется папка «Спам» куда отправляются все письма подобного рода, да в мессенджерах/социальных сетях имеется возможность ограничить себя от незнакомых собеседников. Если нет возможности в социальной сети включить ранее описанную функцию, то ничего не мешает просто проигнорировать сообщение спамера. В случае просмотра вами сообщения, не стоит переходить по ссылкам и/или попросить название сайта, на который предлагают перейти. Проверить сайт можно, пользуясь рекомендациями, описанными на стр. VI-VII.
Распространение через «Инфлюэнсеров»
Инфлюэнсер (с английского языка influence — влияние) – известный пользователь, способный влиять на мнения собственной и не только аудитории. Конечно, не все решаются на рекламу мошеннических проектов, но иногда медийный деятель всё же соглашается (в основном из-за привлекательной платы за рекламу).
Что можно сделать, чтобы не попасться в руки к злоумышленникам?
В большинстве случаев обложка всех сомнительных ресурсов одинакова: зачастую это казино, предлагающее заработать (или иной другой сервис, предполагающий быструю и легкую прибыль с минимальными вложениями). Если под вышеуказанное описание ресурс не подходит, но все равно вызывает сомнения, то сервис можно проверить (способы проверки описаны на стр. VI-VII). Но лучше всего просто пропускать рекламную интеграцию, ведь в отличие от таргетированной рекламы она в редких случаях будет соответствовать вашим нуждам и интересам.
Заключение
В данной статье рассмотрены популярные на данный момент методики мошенничества в Интернете, но стоит учитывать, что это далеко не все методики, ведь фантазия современных киберпреступников поистине безгранична. Если объединить все вышеперечисленные рекомендации, то ответ на вопрос о том, как бороться с мошенничеством во все мирной сети будет прост: главная мера защиты от злоумышленников - это бдительность пользователя, а также знание основных технологий обмана и методик и их профилактики.