Многие читающие новости или долгое время крутящиеся в информпространстве знают про сворачивание свободы слова в России или ощущают это на себе. Но почему же это происходит? Существует наивное представление о том, что все дело в лидерах, мол, был "демократ" Ельцин и при нем была свобода слова, а пришел какой-то невзрачный кгбшник с "диктаторскими замашками" и гласность закончилась. Конечно, личностный фактор вещь довольно важная, но не единственная и первоочередная. Сегодня я расскажу не только о том, как поживала отечественная свобода слова последние десятилетия, но и о том почему она ограничивалась и как это связано не только с индивидуальными хотелками властителей, но и с трансформацией социально-экономической системы России.
Свобода слова в конце 80-х
Середина 80-х, Перестройка. Политика гласности стала закономерным сопровождением перестроечных преобразований, которые планомерно демонтировали советскую экономику и политическую систему. Сейчас можно дискутировать зачем с санкции высшего партийного руководства не просто была допущена свобода слова, но и свобода самой безжалостной критики советского настоящего и прошлого. Мне все же кажется, что единой мотивации в руководстве не было. Возможно, что кто-то действительно видел в этом уход от практики излишне жесткой цензуры предыдущих периодов, кто-то видел возможность обратной связи с народом, для кого-то это стало инструментом для внутрипартийной борьбы, ну и для кого-то это стало средством демонтажа социалистического строя.
Я хочу подчеркнуть, что вся практика гласности, в том числе поливание помоями советского строя, шла под чутким руководством ответственных лиц из КПСС. Забавно, но на это указывал позже даже Виталий Коротич, который был главным редактором "Огонька - основного и самого показательного журнала тех лет.
Такой подход вызывал у некоторых граждан отторжение. Самым известным демаршем против происходивших цензурных разворотов стало открытое письмо преподавательницы вуза Нины Андреевой под названием "Не могу поступаться принципами":
Как представляется, сегодня вопрос о роли и месте социалистической идеологии принял весьма острую форму. Авторы конъюнктурных поделок под эгидой нравственного и духовного "очищения" размывают грани и критерии научной идеологии, манипулируя гласностью, насаждают внесоциалистический плюрализм, что объективно тормозит перестройку в общественном сознании. Особенно болезненно это отражается на молодежи, что, повторюсь, отчетливо ощущаем мы, преподаватели вузов, учителя школ и все те, кто занимается молодежными проблемами.
Н. Андреева
Письмо тогда вызвало бурную дискуссию в обществе и партии, и итоговую ответную статью от лично идеолога Перестройки Яковлева, где Андреева упрекалась в антиперестроечных позициях. Позже в 90-е она еще возглавит внесистемную политическую организацию под названием ВКПБ, ну а пока ее демарш заклеймен на официальном уровне как консервативный и к коррективам в политике не привел.
Разрушение, как экономического фундамента, так идеолого-политической надстройки СССР привели, в том числе к отмене в марте 1990 года положения о руководящей роли КПСС, которое было прописано в конституции. Ну а 12 июня того же года был принят закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", устанавливающий, что цензура теперь отменена и запрещена. Тут же начали интенсивно плодиться новые издательства: коммерческие, партийные и просто основанные энтузиастами. Это стало возможно в том числе, потому что в СССР уже вовсю развивался легальный бизнес и появились те, кто имел возможности создать новые СМИ. Ровно через год это спасло Ельцина во время Августовского путча, когда независимые издательства переходили на нелегальное положение и начинали генерировать, а также распространять контент, что позволило Ельцину выиграть информационную войну против ГКЧП. Есть мнение, что именно с этими событиями была связанна особая лояльность Бориса Николаевича к свободе слова.
Свобода слова в 90-е
Вообще о ельцинских свободах, в том числе и о свободе слова, в медиапространстве было сказано не мало, самыми разными людьми, но преимущественно соратниками самого президента. На первый взгляд это действительно похоже на правду. Причем свобода касалась не только политических высказываний, но и творчества. Гламурные журналы, тема секса окончательно перестает табуироваться, а напротив выпячивается и эксплуатируется со всей рыночной прямотой. Также появляются многие музыкальные проекты, которые сложно было представить себе, даже несколькими годами ранее. Ну и конечно же появляется свобода политических высказываний. Обычно тут говорят о появлении частных телеканалов и прочих СМИ, которые транслировали абсолютно расходящиеся с официальным мнения.
Однако, если капнуть несколько поглубже, то картина несколько меняется. Во-первых, сама логика капиталистических отношений приводит к тому, что значительные медиаресурсы концентрируются в руках народившейся олигархии. Главными медиамагнатами становятся Владимир Гусинский и Борис Березовский, хотя массмедиа были тогда много у кого. жемчужинами медиаимперий у Березовского становится ОРТ (нынешний Первый канал), а у Гусинского НТВ. Довольно примечательно, что во многих интервью бывшие редакторы или ведущие, работавшие на НТВ, говорят зачастую о том, как классно и интересно было тогда творить, но все же не могут не признать очевидного: канал обсуживал политические интересы владельца. Свобода слова и творчества была, но когда надо было кого-то мочить - мочили, когда надо было какие-то новости представлять как нужно - представляли, когда нужно было вкидывать фейки - вкидывали.
Многие люди, вероятно, помнят как по ОРТ Сергей Доренко со смаком, не стесняясь в выражениях размазывал мэра Москвы Лужкова и вчерашнего главу Правительства Примакова. Вот, свобода слова! Но если учесть, что на дворе тогда был 1999 год: тогда намечались думские выборы, а за ними президентские. Если учесть, что Примаков и Лужков были политики с довольно высокими рейтингами, у них был избирательный блок "Отечество - вся Россия", имевший огромные шансы в Думе, а Лужков вообще заявил, что будет баллотироваться в президенты. Также, если учесть, что ОРТ принадлежал Березовскому, который создал и конструировал партию "Единство" (она позже станет "Единой Россией"), которая конкурировала с блоком Примакова и Лужкова, а также имел терки с вышеупомянутыми представителями власти и стоящим за ними Гусинским, то становится понятно зачем Доренко целенаправленно мочил указанных политиков.
Проблемы свободы слова при Ельцине отнюдь не ограничивались разборками среди олигархов. Государство, вопреки собственным заявлениям, практически открыто заявляло: "Свобода слова - это кого надо свобода слова". Забавно, но одной из первых жертв госцензуры в начале 1992 года стал Никита Михалков. Он тогда вел свою авторскую программу (нет, не "Бесогон") "Перекресток", где в одном из выпусков критиковал госсекретаря Геннадия Бурбулиса, и этот выпуск сняли с эфира. Вскоре за этим не выходит интервью с Геннадием Янаевым, который был членом разгромленного ГКЧП. В мерте 93-го приостанавливается выпуск программы Александра Невзорова "600 секунд", а после событий октября того же года передача была окончательно закрыта. Также, в том же году закрыли передачу "Будка гласности", где простые прохожие могли высказать мнение о текущей политической ситуации.
Но если брать сумму фактором, то можно смело сказать, что свободы слова в 90-е или 00-е было намного больше, чем сейчас. Но во-первых, свобода слова стала одним из образов, который педалировался при разрушении советской системы, это было аргументом: "Вот сейчас небольшие трудности с экономикой, политикой, да и вообще со всем на свете, но зато у нас есть свобода слова, а остальное как-то само приложится". И вот так, резко и жестко забрать свободу слова тогда было нельзя, так как это лишало ельцинскую власть одного из своих главных козырей. Во-вторых, как было уже выше сказано эта свобода была уже тогда весьма сужена, была введена цензура на госсми и налажено давление на независимые СМИ. Ну, а в-третьих, свобода слова всегда бок о бок шагала с политическими интересами олигархов.
Сворачивание гласности в 00-е
Приход Путина на царствие произошел на фоне взлета цен на нефть с одной стороны, и созревания понимания у значительной части российского правящего класса, что необходимо вырабатывать общие правила игры с другой. Путин в 2000 году утвердил с представителями крупного бизнеса общие положения по взаимодействию: теперь споры решались через лоббистские структуры вроде РСПП или через Администрацию президента непосредственно. Введенные Путиным во власть силовики сделали все для консолидации олигархических групп. Прежние разбирательства через жесткое информационное мочилово уходит в прошлое.
Формируется новая политическая и экономическая реальность, запрос на которую был и в народе и во властных кругах, но только прежним формам свободы слова в этой реальности места уже не было. Вероятно, здесь сыграл роль субъективный фактор: кгбшное прошлое Путина, плюс четверть политической элиты заняли силовики, а они народы не склонный к лишним дискуссиям.
Начали с Гусинского и НТВ, ибо те давно нарывались и отбились от "славного" олигархического коллектива. Лоббистов Гусинского не оказалось в правительстве Степашина и Путина в 99-м, и он начал через свою медиаимперию доживавшего последние месяцы президентского срока Ельцина, премьера Степашина, а затем премьера Путина, и поддерживать Лужкова и Примакова. Березовский со своими ОРТ, ТВ-6, изданием Коммерсант и т.д. встал на защиту Ельцина и Путина, обеспечив вместе с государственными телеканалами фиаско Гусинского.
Однако НТВ оставался вторым каналом по рейтингам среди населения. Это нельзя было просто так оставить. 7 мая 2000 года происходит инаугурация Путина, 10 мая проходит формальный первый рабочий день нового президента, а уже 11 мая ФСБ, Генпрокуратура и налоговики проводят обыски в офисах Гусинского. История с отжимом НТВ длится примерно год, Гусинский даже после временного задержания и возбуждения кучи уголовных дел пробует бороться. Будут заявления работников, остановка работы канала, митинги в поддержку команды канала, но в апреле-мае 2001 государство установит контроль над этим медиа.
Впрочем медиаимперию Березовского, который обеспечил поддержку Путина постигнет фиаско, ибо он также не смирится с новыми правилами игры и начнет на перегонки с Администрацией президента скупать голоса парламентариев. В 2000 году Березовский эмигрирует, а в декабре того же года его принуждают продать ОРТ. Далее идет череда уголовных дел, но это уже совсем другая история.
Стоит еще рассказать о таком явлении как "сурковщина", названное в честь заместителя главы Администрации президента Владислава Суркова. "Сурковщине" удалось пойти более хитрым путем, чем путь тотального запрета. Кнут и точечные удары по инакомыслию соседствовали с созданием фейковой постмодернистской политической реальности, но также никто не чурался банального подкупа. В 2012 году была взломана электронная почта Кристины Потупчик, в которой всплыли данные о том, что, например, блогер Илья Варламов за два поста в Живом Журнале получил 400 тыс. рублей.
Закручивание гаек 10-х и начала 20-х
В 2010-х годах власть начинает все меньше использовать манипуляторские методы, и все больше полагаться на закручивание гаек. На фоне Болотных протестов 2012 года возвращается закон о клевете, впоследствии в 2020 в него внесут изменения, где теперь за клевету можно реально сесть на срок. Дальше - больше. Блогеры приравниваются к сми, "Пакет Яровой", ужесточение наказания за оправдание терроризма, распространение практики уголовных дел за репосты и комментарии, блокировка сайтов и закрытие СМИ, закон об иноагентах и т.д.
Ну а про 2022-й и говорить как-то не хочется, потому что можно получить по шапке от Дзена и полиции.
Спасибо прочитавшим! Подписывайтесь на канал, ставьте "нравится", комментируйте и не болейте