Найти в Дзене
Фоточайник

Darktable. Модуль Filmic RGB. Бережно настраиваем контраст

Оглавление

Кто о чем. а я снова про любимый RAW-конвертор. Очень уж интересно в DarkTable сделана базовая настройка контраста в модуле Filmic RGB (в переводе - Пленочная тональная кривая), хочется и об этом рассказать. Своеобразный инструмент и при этом очень мощный, впрочем, как и всё в этой программе.

Уровень белого, уровень черного и общий контраст

Открываем модуль Filmic RGB и видим графики. Они тут только для наглядности, щелкать по ним мышкой не надо - работаем инструментами под ними. И на первой вкладке Scene (Вход) мы видим главные для базовой настройки контраста ползунки - смещение уровней белого и черного.

Чем больше отодвигаем ползунки, белый - в плюс, а черный - в минус, тем шире будет динамический диапазон кадра. Тени и света будут лучше прорисованы. Чем ближе уведём ползунки к нулю, тем раньше света будут выбиты в белое, а тени - в чёрное. Изображение станет контрастнее.

Как начало обработки очень удобно использовать автоуровни, нажимаем для этого на пипетку. Если просто нажать, то программа настроит уровни по всему изображению, а если мы пипеткой выделим участок изображения, то уровни черного и белого установятся по этому участку. Это нам будет удобно, если мы работаем с вечерними кадрами или другими высококонтрастными сценами, где фон нам не особо важен, а нужен скорее для атмосферы. Выбираем только наш объект съемки и вжух - магия аккуратно выставляет уровни теней и светов. На мой вкус, слишком аккуратно даже, я точку черного потом всегда вручную двигаю - делаю потемнее.

Вот этой пипеткой в Filmic RGB можно настроить уровни автоматически
Вот этой пипеткой в Filmic RGB можно настроить уровни автоматически

Сегодня покажу всё в русскоязычном интерфейсе, чтобы напомнить, что так тоже можно)) Сам работаю с англоязычным меню и всем по возможности советую, так нагляднее. Но если нужен перевод - как видите, он есть, хоть и не сразу после установки.

Если хочется только провалить тени или только поднять света, то двигаем соответствующий ползунок - белого или черного. А вот если мы хотим и света, и тени пропорционально поднять или приглушить, то это можно сделать нижним ползунком. Влево двигаем - изображение контрастнее, вправо - шире динамический диапазон.

Итак, с глубокими тенями разобрались, теперь хотим настроить контраст в серединке. Для этого переходим на вкладку Look (Кривая).

И вот тут придется чуток углубиться, почему этот модуль называется Filmic, что он такого пленочного делает. Изображение в нём делится на тени, света и середину, при этом модуль не только меняет контраст, как мы ему это зададим, но он ещё и снижает насыщенность глубоких теней и ярких участков, чтобы фотография стала аккуратнее, опрятнее. Собственно, фотопленки, благодаря свойствам эмульсий, поступали с насыщенностью проявленных фотографий похожим образом - глубокие тени и яркие света не имели выраженных оттенков.

  • Именно на вкладке Look (Кривая) мы можем настроить, что считать тенями/светами, насколько широкие диапазоны (ползунок Широта) будет обесцвечивать модуль
  • Тут же мы можем настроить смещение этого изменения насыщенности, например сдвинуть к светам ползунок баланса и вернуть насыщенность светам, но при этом сбавить ее в еще более широкой части теней
  • Можем ещё поиграть насыщенностью в средних тонах, за неё отвечает нижний ползунок

Но в большинстве случаев настройки трех нижних ползунков на этой вкладке трогать особо и не захочется, он построены с умом. Нам сейчас важен верхний ползунок, которым мы настроим контраст средних тонов. Вправо - контрастнее. влево - больше детализация. На свой вкус шевелим, ищем идеальный баланс.

Ну и наверное, все уже догадались, что те самые графики показывают нам как раз эти настройки:

  • верхний график - изменение насыщенности по яркости
  • нижний график - контраст
  • желтая точка - это серая точка. Уж простите за каламбур, но эта точка как раз показывает установленный уровень серого
Шевелим ползунки и смотрим изменение настроек не только на самом изображении. но и на наглядных графиках
Шевелим ползунки и смотрим изменение настроек не только на самом изображении. но и на наглядных графиках

Вкладку Выход (Display) не трогаем, если только для каких-то печатных целей вам не нужно черный и белый цвета сделать не радикально черным и белым, а увести в серое. Если такой цели нет, то пусть там остаются 0 и 100.

Переходим в Options (Параметры). Вот тут уже нам может захотеться что-то поменять.

Во-первых та самая серая точка (которая желтая))) - по умолчанию её положение в модуле Filmic не меняется, а задается тем, что мы до этого уже накрутили в модуле Exposure (Экспозиция). Но если вам удобнее и общую экспозицию сразу тут настроить, не залезая в другие модули, то пожалуйста - отмечаем верхний флажок и в первой вкладке Scene (Вход) появляется еще один ползунок. По умолчанию он установлен на 18,45%. Хотим светлее - тянем влево, темнее - вправо. Впрочем, лучше это делать всё же в модуле Экспозиция.

Мы на вкладке с параметрами оказались больше за другим - обратите внимание на выпадающий список Preserve chrominance (Сохранять цветность).

Реконструкция цвета и восстановление пересветов

Дело в том. что у Darktable очень замороченные и разнообразные алгоритмы восстановления светлых участков изображения. Программа не только успешно вытягивает пересветы, делает это даже лучше коммерческих программ, на мой вкус, но еще и пытается по сохранившейся в каналах цветовой информации восстановить цвет. И сами оттенки, и плавные градиенты. И реконструирует цвет модуль Filmic RGB не только в самих пересветах, но и в других светлых участках изображения, где детали сохранены хорошо. Там он выравнивает цветовые переходы, настраивает умеренную. аккуратную насыщенность.

Светлое небо Darktable, например, восстанавливает просто шикарно. Ни пятен, ни постеризации (если нет совсем ядреных пересветов, конечно), ни зеленоватых засветок противных. Аккуратные, ровные градиенты, хорошо проявленные детали облаков. И чаще всего настройки по умолчанию даже и трогать не надо, программа сама догадывается, как сделать красиво.

Но иногда Darktable старается излишне и таким подходом портит изображение. Посмотрите на этих уличных поваров. А точнее, на огонь, который они развели.

Пламя какое-то вялое, с розовой сердцевиной - непорядок
Пламя какое-то вялое, с розовой сердцевиной - непорядок

В режиме RGB (норма), который стоит по умолчанию, модуль взялся восстанавливать цвет в самом пекле разведенного огня. В итоге пламя потеряло контрастность и стало каким-то розовым.

Мы уже как-то договорились. что если в кадр попадает источник света, то не надо пытаться его вытянуть, проявить в нем какие-то детали. Нет их там. Лучше наоборот - чуть усилить пересвет, сделать его более выраженным, чтобы подчеркнуть этот фонарь, окно, или вот - огонь...

Можно вообще отключить восстановление цветов. Тогда вверх полезет насыщенность, но её можно будет приглушить на вкладке Look (Кривая), это мы уже знаем.

Если модуль слишком рьяно берется за восстановление цвета в пересветах, то или ему эту настройку отключаем, как на скриншоте, или играемся вариантами
Если модуль слишком рьяно берется за восстановление цвета в пересветах, то или ему эту настройку отключаем, как на скриншоте, или играемся вариантами

Часто проблему решает просто смена алгоритма. Например, мне кажется вполне достаточным просто переключить с RGB (норма) на RGB (эвклид. норма) и огонь уже становится более натуральным. Поиграться с предустановками всегда стоит.

Но если уж делать, то делать хорошо. Все же выключаем восстановление совсем и на вкладке Look (Кривая) сбавляем насыщенность. Вот так уже лучше.

Одним модулем решаем сразу целый ворох вопросов. Красота!
Одним модулем решаем сразу целый ворох вопросов. Красота!

Ну и раз мы в принципе заговорили о восстановлении светлых участков, то перейдем на вкладку Reconstruct (Восстановление), там мы этот процесс сможем тонко настроить.

До этого мы игрались с настройками восстановления цветности, а тут мы уже задаем диапазон освещенности, в котором программа будет пытаться бережно восстановить потерянные детали. Это уже борьба с пересветами в чистом виде.

Включаем маску и сдвигаем верхний ползунок влево. чтобы восстановление затронуло больше участков изображения. Или, наоборот. уводим еще дальше вправо, чтобы алгоритмы DarkTable меньше вмешивались и оставили в покое наши пересветы.

Настраиваем, что именно наш модуль считает пересветами
Настраиваем, что именно наш модуль считает пересветами

Дальше отключаем маску и тремя ползунками в нижней части модуля настраиваем. чего мы именно хотим:

  • аккуратно прорисованной структуры или больше мелких деталей
  • выраженных ореолов или более интенсивного восстановления светов
  • более или менее насыщенных красок в этих самых светах

Значения по умолчанию этих трех ползунков работают бережно, так что их нечасто захочется трогать.

И еще реже будет нужда трогать второй сверху ползунок - регулировка резкости/плавности переходов. Он уже установлен на разумном балансе. Но если нужно еще плавнее, двигаем вправо.

Простор для ручной настройки есть, как видите. Но может так случиться, что как бы вы этими настройками ни игрались, результат получается слишком грубым. Тогда стоит заглянуть в соседний модуль.

Базовые настройки восстановления пересветов

Перед тем, как позволять нам двигать ползунки, программа сама по умолчанию, еще при открытии изображения, делает целый ряд манипуляций.

В том числе и базовые настройки нашего сегодняшнего подопытного. модуля Filmic RGB. Но обратите внимание, до него Darktable включает ещё один малоприметный. но важный модуль...

Этого ничего мы не делали, это всё автоматически - при открытии изображения
Этого ничего мы не делали, это всё автоматически - при открытии изображения

И вот если нам решительно не нравится. как Darktable разбирается со светами, то стоит зайти в этот модуль самостоятельно и поиграть настройками.

Highlight reconstruction (Восстановление пересветов), выпадающий список Method (Алгоритм).

Три способа восстановления пересветов
Три способа восстановления пересветов

Можно попереключаться между этими тремя настройками. Можно попробовать этот модуль вообще отключить.

Но повторюсь, что трогать настройки по умолчанию нужно редко. программа и сама справляется хорошо.

А что дальше?

А дальше, настроив общий контраст изображения, нам явно захочется поиграть какими-то деталями нашей фотографии, выделить какие-то ее участки. И для этого есть еще один весьма интересный модуль. Тоновый эквалайзер на очереди, поговорим о нем на днях.

А пока подписывайтесь, и смотрите другие материалы на моей страничке, их пока немного, но уже есть, что почитать. А главное, снимайте и обрабатывайте в свое удовольствие. Всем мир!

#darktable

#обработка фотографий

#фоторедакторы

#фотографии

#фотограф на осадном положении

#фоточайник

#контраст

#пересветы

#точка черного

#цветокоррекция