Приближается великий и светлый праздник – День Победы!
Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма,
слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и
победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую
всему миру – фашизм.
Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в
ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё
это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её
окончание празднуется вот уже почти семь десятилетий?
Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть
знания об этом таинственном событии - семья.
И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача:
как объяснить юному человечку, что такое Великая
Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.
На первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле,
мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от
мировосприятия взрослого.
Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы
он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете
периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские
вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.
Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему
существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди
ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно,
являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные
мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит,
напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните
или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют
разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже
ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о
существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если
вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны
есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле
управляет страной и её народом. Дети хорошо воспринимают информацию,
приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать
изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-
героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие
пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими
глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и
выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только
расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему
гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.
В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить
о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав
ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде
Ленинграда, не надо вдаваться в подробности,
достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу,
чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были
голодать.
Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального
места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать
любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт.
Фронт - это совокупность всех полей боя.