Весна на Чатыр-Даге. Тисовое ущелье — Ангар-Бурун
Это был день, полный сюрпризов. Ну казалось бы — что нового может продемонстрировать весенний лес? Мы шли вдоль подножия Чатыр-Дага, и замирали поминутно от фотографического восторга. Лес был волшебным. Он сиял юной листвой и россыпями цветов в зелёной — словно с картинки — траве, и небо было синим-синим, и пели на все голоса птицы. А если поглядеть против солнца — листва наливалась сверкающим жёлтым янтарём, и летели в порывах ветра чешуйки лопающихся почек, превращая весеннюю картинку в подобие осени.
На сей раз мы выбрали для себя новую дорогу для подъёма на нижнее плато Чатыр-Дага — через Тисовое ущелье. Подъём по тропе, которую надо ещё не пропустить, идя по дороге, довольно крут, но зато и наверх попадаешь гораздо быстрее. А вот спускаться по ней совсем не комфортно, правда, тоже быстро.
На склонах по пути в Тисовое ущелье качали изящными белыми венчиками подснежники — такие юные и свежие, будто на дворе март. И пахли подснежники одуряюще-медово, и можно было лечь на разогретую солнцем прошлогоднюю листву, и ткнуться снизу носом в нежные белые цветы — и дышать, мурча от удовольствия. А рядом, между камней, белыми островками лежал упорный нетающий снег…
Тисовое ущелье тоже было сказкой — но уже другой, таинственной и дремучей. Тесно сходились стены изъеденных пещерками карстовых скал, в узком каменном туннеле лежал сплошным ковром снег. И страшно было ступать на него — а ну как провалишься неведомо куда?.. А над ущельем нависали густо-зелёные ядовитые тисы, и могучие стволы поверженных временем деревьев преграждали путь… Которые, впрочем, не смогли нам помешать найти тут геокэшерский тайник.
А потом мы выбрались на залитое солнцем нижнее плато Чатыр-Дага. Здесь стелились ароматными подушками бесконечные можжевельники, а между ними сияла пушистыми фиолетовыми головками сон-трава. Бескрайние, невообразимые поляны сон-травы — чудесной, яркой, глядящей жёлтыми внимательными глазками. Лепестки просвечивали на солнце волшебными фонариками, и серебрился густой пух, спасающий цветы от холода горных ветров. Невозможно удержаться и не погладить это пушистое чудо — мягкое, нежное, словно пух крохотного котёнка. А «котята», выстраиваясь бесконечными толпами, весело глядели на нас из травы, тормозя наш и без того не быстрый подъём на Ангар-Бурун.
На верхнем плато нас встретили почти что майские сугробы. Холодный Кулуар с его головокружительными обрывами дохнул в лицо ледяным ветром и жутью. Между острых скал плотной шкурой по-хозяйски лежал снег. Говорят, некоторые смельчаки умудряются здесь спускаться на лыжах… В других дневниках мы читали, что когда снега нет, здесь тоже поднимаются на плато туристы, но подъём этот так крут и сыпуч, что надо двигаться очень быстро и без остановок, чтобы не съехать вниз. По той же причине спускаться по кулуару вниз (без лыж) крайне не рекомендуется — до леса могут доехать только уши...
Мы опасливо отодвинулись от края бездны, прекрасной и страшной. В которую не то что спускаться — глядеть-то жутко… И только фиолетовые «котята» озорно покачивали пушистыми головками над самыми обрывами… Они росли повсюду — даже на каменной вершине Ангар-Буруна оптимистично светились два дерзких ярких цветка.
И до самого края плато нас провожали бесконечные семейки этих очаровательных пушистых созданий, привыкнуть к красоте которых мы за целый день так и не смогли. И всё останавливались, любуясь, фотографируя — и нет-нет, да тянулась рука погладить мягкого пушистого «котёнка»…
Наконец скалы и сыпучие тропы закончились, дальше нам предстоял путь по хоженой-перехоженной грунтовой дороге через прекрасный буковый лес к Ангарскому перевалу — месту, где начинается и заканчивается большинство наших околоалуштинских походов.
Елена Свиридова и Андрей Илюхин, 27 апреля 2012 г.
28 апреля мы отмечаем день свадьбы. Стальную годовщину мы отметили в водопадах Джурлы, куда мы пришли по Коровьей тропе...