– Так, выходит, Соньер нарисовал у себя на животе символ богини?
Лэнгдон был вынужден согласиться с Фашем, что это несколько странно.
– Есть еще более специфичная интерпретация. Пятиконечная звезда символизирует
Венеру, богиню любви и красоты.
Фаш взглянул на голого мужчину, безжизненно распростертого на полу, и что-то про ворчал себе под нос.
– Ранние религии основывались на божественном начале Природы. Богиня Венера и пла нета Венера – это одно и то же. Богиня занимает свое место на ночном небе и известна под
многими именами – Венера, Восточная звезда, Иштар, Астарте. И все они символизировали
могущественное женское начало, связанное с Природой и Матерью Землей.
Фаш отчего-то забеспокоился. Точно предпочитал идею поклонения дьяволу.
Лэнгдон решил не вдаваться в подробности и не стал говорить о, возможно, самом уди вительном свойстве звезды: графическом доказательстве ее связи с Венерой. Будучи еще сту дентом факультета астрономии, Лэнгдон с удивлением узнал, что каждые восемь лет пла нета Венера описывает абсолютно правильный пентакл по большому кругу небесной сферы.
Древние люди заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакл стали
символами совершенства, красоты и цикличности сексуальной любви. Как бы отдавая дань
этому явлению, древние греки устраивали Олимпийские игры каждые восемь лет. Сегодня
лишь немногие знают, что современные Олимпиады следуют половинному циклу Венеры. Еще
меньше людей знают о том, что пятиконечная звезда едва не стала символом Олимпийских игр,
но в последний момент его модифицировали: пять остроконечных концов звезды заменили
пятью кольцами, по мнению организаторов, лучше отражающими дух участия и гармонию игр.
– Мистер Лэнгдон, – сказал Фаш, – видимо, этот ваш пентакл все же может иметь отно шение и к дьяволу. Во всяком случае, в ваших американских ужастиках он имеет именно такой
смысл.
Лэнгдон нахмурился. Большое тебе спасибо, Голливуд. Пятиконечная звезда преврати лась в виртуальное клише в сериалах ужасов об убийцах-сатанистах. Такими звездами были
расписаны стены жилищ сатанистов, они красовались там наряду с другой демонической сим воликой. Лэнгдон приходил в отчаяние, видя, что символ используется именно в таком кон тексте, ведь изначально пятиконечная звезда символизировала только добро.
– Уверяю вас, – ответил он, – несмотря на то что вы видите в кино, демоническая интер претация звезды абсолютно неверна с исторической точки зрения. Издревле она символизиро вала женское начало, но, конечно, за тысячелетия значение символа было искажено. В данном
случае – через кровопролитие.
– Что-то я не пойму…
Лэнгдон покосился на булавку в галстуке Фаша, опасаясь, что слова его будут истолко ваны неверно.
– Церковь, сэр. Как правило, символы очень устойчивы, но пентакл был изменен Римской
католической церковью на ранней стадии ее развития. То была часть кампании Ватикана по
уничтожению языческих религий и обращению масс в христианство. И Церковь активно боро лась с языческими богами и богинями, представляя их священные символы символами зла.
– Продолжайте.
– Это случается весьма часто во времена великих потрясений, – сказал Лэнгдон. – Любая
новая сила старается переделать существующие символы, скомпрометировать их, уничтожить
или исказить их первоначальное значение. В борьбе между языческими и христианскими сим волами проиграли первые. Трезубец Посейдона превратился в вилы дьявола, остроконечный
колпак мудреца – в головной убор ведьмы