Наш темп жизни с каждым днём становится всё быстрее. А если учесть, что в погоне за длинным рублём мы стараемся нахватать побольше работ и подработок, то в обществе и семье на размеренность отношений времени зачастую не остаётся. Вот и приходится обмениваться краткими директивными сообщениями: «Займите очередь», «Перезвоните позже», «Помой посуду!», «Садись делать домашнее задание!» и всё в том же духе.
Такое «урывочное» общение называют директивой. Для большей объективности узнаем о его особенностях, заглянув в словари. По словарю Д. Ушакова, «директива – это общее руководящее указание, даваемое высшим органом подчинённому». Директива у нас тут же ассоциируется с понятиями «приказ», «распоряжение», то есть это то, что обсуждению не подлежит. Такие вот чисто информативные сообщения побудительного (точнее, принудительного) характера. Меткое народное слово так характеризует приказ: «Приказ запомни и точно исполни», «Приказ не рассказ, а закон» и т.д. Когда-то в кабинете моего прежнего руководства висело расхожее высказывание о двух мнениях – «моём» (начальника) и «неправильном». Если учесть, что организация не принадлежала к силовым структурам, то и рассматривать мнение начальника как вечно правильное было непросто… По крайней мере, мотивация была невелика.
От такого общения у каждого из нас остаётся не много, поскольку в таких посылах любовь, забота и участие запрятаны где-то настолько глубоко, что их и не чувствуешь. Помните диалог А. Новосельцева и Л. Калугиной из кинофильма "Служебный роман"? "Мы вас любим в глубине души... Где-то очень глубоко..." - "Так глубоко, что я этого даже не замечаю!" Общения на равных здесь тоже нет, поскольку директива обычно «спускается» сверху и обсуждению не подлежит. То же самое применимо и к отношениям в семье. Известный актёр С. Селин в одном из интервью с сожалением сказал: «Наши женщины разучились разговаривать». Если учесть роль женщины в семье как эмоционального, нравственного центра, то это высказывание прозвучало, словно приговор.
Иное дело, когда есть место разговору, беседе. По толковому словарю С. Ожегова, «разговор – это словесный обмен сведениями, мнениями…». Это возможность обсудить, обменяться мыслями, наладить общение. Пусть это даже будет метод «мозгового штурма», но человек, независимо от возраста, всё равно будет знать, что к нему прислушиваются, его мнение учитывают.
Что касается взаимоотношений в семье, то здесь разговор – неотъемлемая часть полноценного существования. В разговоре каждый из нас понимает, что он важен, его слышат и признают право не существование его правоты, даже если формально такое мнение не принимают. Вот как в народе относились к задушевному разговору, беседе: «Беседовать хорошо тогда, когда есть, что сказать», «Хорошее слово – половина дела», «Хорошая беседа не хуже обеда» и т.д.
Интересно, что мудрые православные батюшки не делают выводов о поступке человека, рубя сплеча. Для этого у них припасён особый беспроигрышный ход – рассказ той или иной притчи, истории из духовной литературы и т.д. В ходе размышлений над этим человек сам приходит к выводу, насколько хорошо или дурно он поступил. Если копнуть глубже, этот же приём используют аксакалы у народов Востока и Кавказа. Не гнушались такого воспитательного метода и старцы на Руси.
Давно известен факт: хочешь узнать человека – дай ему выговориться. Он обязательно проявит себя в беседе, обнажив то, что его волнует. Если научиться слышать между строк, можно много чего услышать. Так стоит ли сегодня забывать об этом прекрасном способе стать ближе друг к другу? И просьба, наказ, совет, данные в процессе разговора, уже не будут выглядеть, словно собачий лай, от которого хочется поскорее спрятаться.