Продолжаем копаться в тёмных глубинах подсознания Короля ужасов. Это вторая статья цикла, ссылка на первую будет ниже. В этот раз поговорим о способах оживления механизмов.
Стивен Кинг боится машин. И активно переносит свои страхи на читателей. Но почему он боится технику? Вот в этом и попробуем разобраться.
Страхи Стивена Кинга: ожившая техника
Считать ли Кинга провидцем после того, как понимаешь, что теме ожившей машинерии он с трепетом отдавался долгие годы, начиная с 1972 и до момента, пока в 1999 году его не сбил автомобиль? Конечно, вряд ли в возрасте 25 лет писатель предчувствовал аварию, но то, что он сильно боится проявления свободы воли (и, как правило, жестокости) у средств с колёсами и шестерёнками - факт.
И причина такого вроде бы экзистенциального страха вполне обоснована. Строго следуя принципу "все страхи идут из детства", в своей боязни машин Кинг опирается на случай, произошедший на его глазах в юном возрасте, когда под колёса поезда попал мальчик с его улицы.
А сформировался такой страх окончательно для того, чтобы показать его читателям, во времена работы Кинга после окончания школы сначала на ткацкой фабрике, а потом в промышленной прачечной. Там большие ткацкие и гладильные машины были не только опасными в обращении, но и требовали соблюдения серьёзной техники безопасности. Что не всегда соблюдали рабочие... И в этих случаях Кингу казалось, что техника обрела разум, злой и жестокий.
Какие способы оживления техники предлагает Кинг?
Лучше всего с оживлением неживого справляются демоны. Первое подтверждение этому - рассказ 1972 года "Мясорубка" (или "Давилка"). Щедро намешав в одном рассказе колдовских ритуалов, полицейского детектива, отсылок к Библии и страхов перед случайным повреждением от бытовых приборов, Кинг впервые в своём творчестве явил читателям машину, наделённую собственным разумом. Точнее - разумом, внесённым извне.
И это отнюдь не искусственный интеллект, мечтающий помочь или поработить расу людишек. В "Давилке" просыпается хтонический древний ужас, для которого люди - привычная жертва, предназначенная лишь для поглощения или, на случай необходимости, прислуживания.
Заскучать автор своим уже появившимся поклонникам не дал - в 1973 году рассказал о восстании машин в хорроре "Грузовики". Там уже досталось всему человечеству, на которое в результате опыления кометой ополчились все машины мира. Но звёздный вирус не стал частым гостем в книгах Кинга, из явных пришельцев можно вспомнить томминокеров, но это уже тема другого страха.
А вот демоническая одержимость "Газонокосильщика" из рассказа 1975 года и его газонокосилки многим запомнилась яркими описания (помните, какими мазками расписана красная кровь на зелёной лужайке под жёлтым солнцем?). Жаль, что фильм по этому рассказу, снятый в 1987 году, не стал шедевром...
- Если вдруг не знали, кино длится 12 минут, называется "Косильщик лужаек" и вполне попадает в категорию "копеечных" ужастиков.
Локальную историю противостояния людей и заражённой демоном машины можно и прочитать, и увидеть в "Кристине", книгу о которой мастерски экранизировал Джон Карпентер. Совмещать что-то несовместимое - талант Кинга: в этой повести в машину вселяется самый настоящий суккуб, фанатично влюбляющийся в своего владельца. Как там у Вики Цыгановой, помните? "Любовь и смерть...", невозможное и неизбежное.
Но не обошёл стороной Кинг и высокие технологии ИИ. В лучших традициях страха перед искусственно созданным разумом показано сумасшествие интеллекта, встроенного в поезд Блейн Моно и других киборгизированные творения Северного Центра Позитроники, о которых упоминается в романах цикла "Тёмная Башня". Свихнувшийся поезд, для которого билетом до следующий станции являются так любимые Кингом загадки, можно победить только с помощью человеческого разума - самого невероятного и нелогичного феномена во Вселенной.
Задействовал Кинг и не поддающуюся логическому объяснению магию. Именно её использует демон, чтобы через предметы обихода влиять на людей в романе "Нужные вещи". При том, что роман просто оригинально показывает гнилую сущность общества потребления, Кинг раскрывает желания людей не с точки зрения маркетинга, а с точки одержимости, дьявольского внушения.
- Так что амаксофибия (боязнь транспортных средств) и ойкофибия (страх получения повреждений от любых предметов) - частые гости в книгах Кинга. А вот арифмофобия — боязнь какого-либо числа - это уже персональный страх писателя, который он попробовал перенести на читателя в "Тёмной башне" с её числами 19 и 99, являющимися годом аварии с его участием. Но это уже совсем другая история...
О пяти автомобилях, которые в книгах Кинга вызывали ужас, на канале уже был рассказ больше двух лет назад.
А первая статья этого цикла рассказывает о эйсоптрофобии, доматофобии и кремнофобии. Что это за страхи? Узнаете, перейдя по ссылке.