«Я не люблю любое время года, когда веселых песен не поют» В. Высоцкий. 9мая День победы – это день, когда участники войны и их дети не только не пели веселых песен, но и не проявляли особой радости… Это вам скажет любой из доживших до сегодня фронтовиков и детей войны.
Дети войны еще не все вымерли и им, в отличие от участников, не так страшно и стыдно пускаться в воспоминания о войне…
Рассказывая о войне, редко вспоминают о быках и коровах, которые внесли свой вклад в победу, снабжая фронт хлебом. А ведь при потере коровы хозяйка убивалась от горя не меньше чем при потере кормильца-хозяина.
И после войны картина не сильно изменилась в лучшую сторону.
«Железная лошадка» не торопилась на смену быку, которому приходилось еще не один год тянуть плуг на своей шее.
Может, поэтому к быку не применяют поговорку «как от козла молока». И на том спасибо.
1944 год. Все здоровые мужики на фронте. Колхозное поле. Бригада пахарей: восемь быков, два плуга, старшеклассники - три парня и одна девушка. Две упряжки по две пары быков тянут плуг. Ведущий и тот, который на плуге периодически меняются местами. Как писал Чернышевский об одном из своих героев: … отдых был для него в смене занятий.
Сколько веков простой люд отдыхает подобным образом!
Но вернемся к нашим пахарям. Поля у нас бескрайние и ровные до такой степени, что, как поётся в частушках: вышел в поле, сел посрать – далеко-о-о тебя видать.
Девчонка по молодости лет, не огрубевшая душой и телом от сельского быта, была стеснительная до крайности. Ей было неудобно просить ребят (мужики-то на фронте) остановить работу и отвернуться, чтобы она справила нужду по-маленькому и тем привлечь еще больше внимания к этому процессу. И девушка это делала на ходу, под себя, благо летом в поле (и без трусов) ноги быстро высыхают…
Вот пишу об этом, и после каждого предложения хочется ставить вопросительный и восклицательный знаки.
Это было всего лишь меньше сотни лет назад! Неужели это происходило с моими родными и знакомыми? Я еще помню их голос, рукопожатие…
Сегодня молодым трудно представить себе такую картину и, тем более, себя на месте детей войны. Может, я ошибаюсь, ведь кто-то произносит фразу «можем повторить»? Что они знают о войне и могут повторить?..
Но, вернемся к нашим быкам.
В Чечне (куда подались после войны многие односельчане) студентов и школьников, как было принято в стране, сгоняли летом на поля в помощь колхозникам. И нашим, опытным пахарям смешно было смотреть, как городская чеченская молодежь с трудом управляется быками и плугом. Далеко по полю разносился негодующий крик неопытных «пахарей» к непонятливой скотине:
- Цабэ, гаварю тебе! Цабе! Тваю мать…
Я еще захватил быков, правда, на телеге, а не за плугом. И мне до сих пор не верится, что быки понимали возглас погонщика: Цоб – налево, Цабэ – направо.
Помните, при царе рекрутам привязывали к ногам сено и солому, чтобы научить их понимать, где левая, а где правая сторона? Да и в мое время (70-е годы) встречались однополчане, путающие левую и правую стороны, маршируя на плацу.
Не может того быть, чтоб бык был умнее человека! Хотя… в наше время трудно удивиться чему-либо.
P.S. И два слова о фронтовиках (кликнуть по ссылке):
И на войне бывали счастливые казусы…
#Великая Отечественная #деревня и дети войны #истории из жизни