Найти тему
Мутное время

Империя добра. Краткий экскурс в историю Золотой Орды

Перед тем как идти дальше, я решил сделать краткий экскурс в историю последней кочевой империи Русской равнины. Многие тезисы из прошлой статьи и нескольких будущих без нее могут быть непонятны без этого. Всё-таки эту часть нашей истории почти не учат (зато мы знаем про Фемистокла и Цезаря, Карлов и Фридрихов, куда уж без них).

Итак, часть первая – рождение.

Джучи, сын Чингисхана. С него начался род правителей Золотой Орды. Из открытых источников
Джучи, сын Чингисхана. С него начался род правителей Золотой Орды. Из открытых источников

Монгольская империя рождалась трудно, с большой кровью и неопределенностью. С момента, когда курултай провозгласил Темучина Чингисханом (чтобы все понимали второе – не имя, а титул, аналог слова Цезарь в именах римских императоров) и до начала нашего повествования прошло 15 лет. Эти, самые трудные для себя годы, Темучин и его сторонники посвятили завоеванию Монголии, Южной Сибири и ввязались в войну в Северном Китае. Самым тяжелым испытанием для молодой империи стала война с консервативно настроенными монголами, группировавшимися вокруг побратима Чингисхана Джамухи. Бывшего друга, до этого не раз спасавшего жизнь и честь Темучина. Джамуха, например, дал большую часть сил, шедших спасать из меркитского плена жену Темучина Бортэ.

Родившийся по итогам турпоездки к меркитам ребенок - Джучи - будет признан отцом (но не братьями) и станет прародителем правящей династии нашей империи. Чьим бы сыном не был Джучи, воевал он отменно. Большая часть Сибири и Монголии была завоевана его армиями. Он же и начал войну, ставшую причиной создания Золотой Орды. Преследуя последних монгольских сепаратистов – найманов, он вторгся в пределы державы кара-китаев. Держава, после поражения в долгой войне с Хорезмом, переживала не лучшие времена и найманские беженцы сходу захватили в ней власть. Джучи ее оперативно сверг, что вызвало недовольство уже хорезмшаха. Случился пограничный инцидент, вылившийся в сражение между монгольской армией Джучи и хорезмской (точнее кипчакско-туркменской) армией хорезмшаха Мухаммеда. Джучи победил по очкам, но сил развить успех не имел.

Нужно сказать, что большого желания воевать на западе прямо сейчас монголы на 1219 год вряд ли имели. Судьба их державы решалась в северном Китае, где империя Цзин с трудом отбивалась от своры более мелких и агрессивных соседей (монголы+тангуты+тибетцы+южные китайцы). Поэтому попытались уладить дело миром и отправили послов с богатыми караванами товаров и подарков. Дальнейшее известно – послов казнили после издевательств, караваны разграбили. Ответ Темучина был воистину страшен. Оставив в Китае скромный корпус, он бросил на запад всю мощь своей 100-тысячной армии. Ануштегины, судя по приготовлениям, снова ждали в гости корпус Джучи и перед впятеро большей армией спасовали. Весь Мавераннагр (междуречье Амурдарьи и Сырдарьи) был завоеван, а глубокие рейды Субудая и Тулуя не позволили собрать резервы и укрепить крепости в тылу. Ко всем бедам очень невовремя умер сам хорезмшах Мухаммед. Лоскутная империя хорезмшахов рухнула и к монгольской ярости добавилась война всех против всех. Кипчаки, туркмены, таджики, афганские горцы и даже до этого безропотные сарты стали резать друг друга в промышленных масштабах, порой отвлекаясь на монголов.

Джелаль ад Дин, последний хорезмшах. Положил больше монголов, чем все русские князья вместе взятые, но проиграл. Из открытых источников
Джелаль ад Дин, последний хорезмшах. Положил больше монголов, чем все русские князья вместе взятые, но проиграл. Из открытых источников

Но победа, при всём ее блеске, далась монголам непросто. Почти двадцати тысяч положил под Парваном наследник Мухаммеда Джелаль эд Дин. Еще не меньше отняли тяжелые штурмы Отрара и Гурганжа, бесконечные восстания вроде умиротворенных городов. Субудай из своего легендарного похода привел считанные тысячи из ушедших двух полнокровных туменов. Потери восполнялись местными. Такой вот среднеазиатский аналог римских ауксилий.

Джучи (видимо в наказание) порезвиться в Средней Азии не дали. Во главе родовых пары туменов он пошел завоевывать Дешт-и-Кипчак, бескрайнюю степь от Туркестана до Европы. Союзников у него не было, поэтому дело шло небыстро. После смерти Джучи и Темучина, ушедших в один год (1227), мероприятие свернули до необходимого минимума, бросив все силы на Северный Китай.

К 1235 году союзники добили империю Цзин и пока не сцепились между собой. Это позволило монголам бросить буквально все силы в наступление на Восточную Европу. Повторилась история с Ануштегинами пятнадцатилетней давности. Половцы и булгары, успешно оборонявшиеся от 20 тысячного корпуса сыновей Джучи во главе с Бату-ханом, были попросту сметены вчетверо-впятеро большей армией вторжения. За компанию прилетело и русским княжествам, страшно и без шансов. В наступавшей армии было как минимум три центра принятия решений – собственно Бату сын Джучи, в улусе которого шла война, Гуюк, сын верховного хана Угедея и будущий великий хан и Мункэ, сын Тулуя, самого популярного в армии младшего сына Чингисхана. И если Бату и Мункэ более-менее ладили, то вот Гуюк с братьями Бату за человека не считал и называл «наследием меркитского плена». Подчиняться, естественно, тоже не считал нужным.

Странная непоследовательность монгольского завоевания Северо-Западной Руси объясняется именно их конфликтом. Дипломат Батый и его союзник Ярослав Всеволодович берегли богатые торговые города волжского пути, истребляя конкурирующих князей. Гуюк же, заинтересованный в добыче и популярности в армии, старался максимизировать войну. Именно с ним сражалась рязанская рать, он атаковал в авангарде в самой страшной битве того похода под Коломной. Именно его возвращения после совсем уж неудачных выступлений под Новгородом и Смоленском больше месяца ждал Бату под стенами обреченного Козельска.

Раздрай закончился уходом Гуюка в столицу к отцу. Бату с Мункэ пошли на запад, где прилетело половцам и их традиционным союзникам – Чернигову, Венгрии (с вассальным Галичем), Болгарии. После новостей о смерти Угедея в столицу повернул Мункэ. И Бату решил, что хорошего помаленьку, оставив напуганную и незавоеванную Европу бояться и слать посольства.

Часть вторая, эпоха воинов (1245-1300).

Военные возможности Бату–хана вернулись на пять лет назад, но он вполне справился с администрированием огромной территории. Страна была разделена между братьями Джучидами, местные (вусмерть перепуганные) элиты были приведены к покорности на условиях выплаты скромной дани, торговые пути – замкнуты на волжский, что на корню исключило сепаратизм. Жестко завязанная на него Северо-Восточная Русь тоже платила ордынский выход не из любви к хану, а ради разрешения на торговлю с Востоком и от нежелания увидеть монгольские тумены у своих стен. Причем первое значило даже больше, чем второе.

Бату, сын Джучи. Основатель и первый правитель Золотой Орды. Из открытых источников
Бату, сын Джучи. Основатель и первый правитель Золотой Орды. Из открытых источников

Далее Золотая Орда сорвалась в пучину гражданских войн. Общемонгольских и частных.

Сначала дети Джучи и Тулуя свергли и перебили детей Угедея и главным стал Мункэ. Золотая Орда получила максимальную автономию в рамках империи.

Потом дети Джучи и Чагатая (и часть детей Тулуя), контролировавшие Среднюю Азию, половецкую и монгольскую степь напали на детей Тулуя, контролировавших Китай и Иран. Неудачно, но без территориальных потерь. Именно эта длительная война спасла мир от монгольских нашествий.

А вот так представляют второго хана Золотой Орды - Берке, главного сепаратиста в истории Золотой Орды. Младший брат Бату и племянник Джелаль ад Дина. Из открытых источников
А вот так представляют второго хана Золотой Орды - Берке, главного сепаратиста в истории Золотой Орды. Младший брат Бату и племянник Джелаль ад Дина. Из открытых источников

В ослабленную войной Золотую Орду постучалась своя смута. Оседлавший днепровский торговый путь темник Ногай стал слишком сильным и независимым и долгое время боролся с законными ханами. Северо-Восточная Русь синхронно убилась в усобице сыновей Александра Невского Дмитрия (сторонник Ногая) и Андрея (сторонник хана Тохты). Ногая запинали, но всякое влияние на Болгарию, Венгрию и Византию потеряли.

В перерывах этой смуты ордынские (в том числе и русские) части приняли активное участие в завоевании Ирана и Южного Китая для глобальной империи. Периодически ханы Золотой Орды пытались повторить западный поход, кошмаря то Польшу, то Венгрию, но сил у самой Орды было мало, а империя (когда не было междоусобиц) больше целилась в Египет и Индию.

Часть третья, эпоха торговцев (1300-1350)

К началу XIV века империя выдохлась и впала в застой. Суровые воины, чтившие Ясу, погибли в боях или состарились. А их дети, с рождения привыкшие к роскоши и культуре, стали забывать свои корни и традиции. В Китае монголы стали военной кастой династии Юань. Потомки Бату на Волге и Хулагу в Иране перешли в ислам, превратив степные родо-племенные царства в банальные тюркские эмираты родом из X –XII века. На Руси это сказалось своей усобицей между воинами (тверские князья) и торгашами (Новгород, митрополит и примкнувшие к ним Даниловичи).

Хан Узбек. Главный глобалист Золотой Орды. Из открытых источников
Хан Узбек. Главный глобалист Золотой Орды. Из открытых источников

Торгаши победили буквально везде, создав версию глобального мира из 1300-х. Схема жила, пока у империи хватало сил подавлять восстания недовольных уровнем выделенной добавочной стоимости (особенно не устраивала она китайцев и иранцев). Хватило глобализма на 40 лет. Золотая Орда того периода – вассал империи Юань с широчайшей автономией, живущий налогами с мировой торговли.

Часть четвертая, сумерки империи.

Глобальную империю убил глобальный кризис из четырех всадников апокалипсиса. Сначала была болезнь (эпидемия чумы выкосила чуть не четверть населения), потом война (восстания охватили основные кормящие регионы Китая, Ирана, Средней Азии), потом голод (на фоне прекращения поставок из объятых войной территорий), потом смерть. В Иране и Средней Азии вернулись тюркские династии Сефевидов и Тимуридов, в Китае после 30-летней войны на уничтожение династию Юань (монголы) сменила династия Мин (южные китайцы).

Орда, впала в «замятню». Сначала цари-ханы просто часто менялись, потом их стало по несколько одновременно. Переориентировавка на местную торговлю (вместо глобальной) выделило улус Мамая (оседлавший днепровский речной путь и торговлю с Византией и Генуей). Аналогично худо стало и на Руси, где московские, нижегородские и тверские князья стали выяснять, кто же великий. С запада ощутимо ударила Литва. Еле-еле отбились.

Бардак в Орде прибрал (на время) Тохтамыш, потомок Орду-хана, брата Батыя. В союзе с нижегородскими князьями (пристёжкой шел Дмитрий Донской), он сначала чужими руками разбил конкурента – Мамая, а затем пожаром Москвы очень наглядно показал – царство вернулось, шутки кончились. Плати выход, торгуй по Волге.

Дмитрий Донской – легендарный, но не слишком успешный князь, стал первым реальным русским сепаратистом в истории Орды. Поторопился. Его детям, внукам и правнукам удастся сначала отстоять оставшееся, а потом и вернуть упущенное. Сепаратистами, правда, никто из них быть даже не пытался.

Тохтамыш правда тоже плохо закончил. Порядка хватило лет на 10, а дальше. Две войны с Тамерланом были бездарно слиты и на престол Орды был посажен Темир-Кутлуг из альтернативной ветки Чингизидов. На Ворскле он разгромил огромную армию Тохтамыша и его нового старшего партнёра - великого князя литовского и русского Витовта, и это продлило агонию орды еще на век.

Эмир Тимур. Наверное именно он нанес смертельную рану Золотой Орде. Правда его потомков ордынцы свергнут и прогонят из Самарканда в Индию. Из открытых источников
Эмир Тимур. Наверное именно он нанес смертельную рану Золотой Орде. Правда его потомков ордынцы свергнут и прогонят из Самарканда в Индию. Из открытых источников

Эмир Едигер, опираясь на всё тот же приднепровский улус, держал власть лет 15. Разбитый, он ушел в сепаратисты и основал Крымское ханство. Непопулярный ордынский хан Улу-Мухаммед, свергнутый одноименным братом, для определенности Кичи-Мухаммедом, основал Казанское ханство, мимоходом шутя разбив всю армию московского князя Василия Темного и взяв в плен самого князя. Его сыну московский князь выделил земли, ставшие Касимовским ханством. Откололись ногайцы, вернувшиеся к родовым беям.

Империя умерла, осталось наследство. Последний всплеск единства был связан с Ахматом Хромым и его детьми, которые почти победили Крым, почти подчинили Москву, почти усмирили Сибирь. В 1480 году Ахмата убил сибирский хан Ивак. В 1502 году его детей окончательно разбили крымцы. Сарай к тому времени давно сожгли московские рати.

Часть пятая, война за ордынское наследство (1500-??)

На месте империи появились Казанское, Астраханское, Крымское и Касимовское ханства. В 1550 году царем провозгласил себя первый нечингизид – Иван Грозный.

Крушение империи вызвало поток эмигрантов. Часть ушла на юг, где во главе с Шейбанидами свергла узурпаторов Тимуридов и основала Узбекское и Казахское ханство. Часть ушла на Русь и в Польшу, став частью военного и правящего сословия.

Крым и Москва были суперуспешны в союзе весь конец XV века. Крым убил Большую Орду, Москва отпилила половину Литвы. Но союз сменился войной почти на век.

Мехмед I Гирей. На пару лет в 1521-23 годах восстановил Золотую Орду, взял Казань, сжёг Москву. Всё это вопреки воле Сулеймана Великолепного. Убит за империализм ногайцами. Из открытых источников
Мехмед I Гирей. На пару лет в 1521-23 годах восстановил Золотую Орду, взял Казань, сжёг Москву. Всё это вопреки воле Сулеймана Великолепного. Убит за империализм ногайцами. Из открытых источников

Большую часть наследства, включая весь волжский путь, сумела захватить и удержать Московия. Её союзниками были астраханские и ногайские татары, не столько пылавшие любовью к Москве, сколько ненавидевшие Гиреев. Правда дань крымским ордынцам (выход или поминки) Московия официально перестала платить только при Петре по Константинопольскому миру 1700.

В целом Крым мог бы и успешнее, если бы за его плечами не стояла Османская Империя. Которая с одной стороны союзник, а с другой совершенно не заинтересована в взрывном росте мощи не слишком надежного вассала. Из турецких султанов XVI века, пожалуй, только Селим II всерьез воевал с Московией, остальные только торговали.

Иван Грозный. Фактически победитель в войне за ордынское наследство. Из открытых источников
Иван Грозный. Фактически победитель в войне за ордынское наследство. Из открытых источников

Московия, впрочем, тоже могла быстрее и успешнее победить, если бы не опричнина и смута. Точнее, если бы ордынская элита в ходе смуты и опричнины сумела удержать реальную власть в Московии. Но это уже совсем другая история.

Список правителей Золотой Орды:

Джучи, сын Чингисхана (1224—1227)

Батый (Бату), сын Джучи (1227—ок. 1255),

Сартак, сын Бату (1255/1256)

Берке, сын Джучи (1257—1266)

Менгу-Тимур, сын Тукана, внук Бату (1266—1282)

Туда Менгу (1282—1287)

Тула Буга (1287—1291)

Тохта (1291—1312)

Узбек-хан (1313—1341)

Джанибек (1342—1357)

Бердибек (1357—1359), последний представитель рода Бату

«Замятня» 1359-1380

Тохтамыш (1380—1395)

Тимур Кутлуг (1395—1399)

Шадибек (1399—1407)

Пулад-хан (1407—1411)

«Замятня 2. Конец эпохи эмира Эдигера»

Улу Мухаммед (1419—1432)

Кичи-Мухаммед (1432—1459)

Ахмат (1460-1481)

Саид-Ахмат (1481-1502)