Самостоятельный ребенок без всякой помощи взрослых может сделать домашнее задание, разогреть себе обед, убрать в детской. Но все это не чудо и не дар природы, а просто навык, который можно и нужно тренировать. В ваших силах добиться от своего малыша такой модели поведения.
Психологи говорят, что уже в два-три года кроха начинает проявлять некоторую самостоятельность. Но получается у него пока еще плохо, и родители немедленно спешат ему помочь. Очень зря! Привыкнув во всем полагаться на старших, ребенок растет требовательным к другим и неуверенным в себе, боится возможных неудач и поэтому отказывается даже попробовать что-либо сделать. Поэтому специалисты и советуют мамам и папам не вмешиваться, когда малыш гордо заявляет: «Я сам!»
Держите свободу под контролем.
Не оставляя пространства для самостоятельных действий, вы никогда их и не дождетесь. Есть матери, которые кормят детей с ложечки чуть не до школы, да еще и жалуются, как много времени у них на это уходит. Психологи советуют давать крохе ложку в руку начиная с годика. Разумеется, придется потерпеть испачканную одежду и мебель, но ведь развитие полезного навыка гораздо важнее. Малышу нужна свобода, только тогда он будет стремиться к самостоятельности.
С другой стороны, нельзя оставлять все без какого-либо контроля, пускать на самотек. Всегда предлагайте ребенку выбор, в пределах разумного. Положите в шкафчик одежду по сезону и дайте возможность выбрать, что сегодня надеть. В противном случае не исключено, что ваш наследник захочет среди зимы надеть майку и шорты, а среди лета — теплый комбинезон.
Как бороться со страхом неудачи?
Это распространенная проблема: дети не делают ничего, боясь, что у них не получится. Особенно если рядом есть мама, папа, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры, те, кто давно и успешно освоил данный навык. Объясните малышу, что неудачи случаются с каждым, от ошибок никто не застрахован. Даже взрослые, с виду такие умные и умелые, иногда терпят поражение, особенно в новом для себя деле.
Действуйте постепенно, шаг за шагом.
Никто не может стать самостоятельным сразу, буквально по щелчку пальца. Вначале малыш наблюдает за тем, как это действие выполняют взрослые, затем начинает им помогать. И только потом пытается сделать его сам. Родителям необходимо набраться терпения, подсказывать, приходить на помощь по мере необходимости, хвалить, вдохновлять на хороший результат. Не так уж и весело просто убирать разбросанные по полу игрушки. А если делать это всей семьей, да еще и наперегонки?
Иногда ребенку предоставляют сразу так много свободы, что он теряется. Кроху нужно направлять, но делать это незаметно, оставляя иллюзию самостоятельности. Например, можно дать листок бумаги и карандаши и уйти по своим делам. Можно сесть рядом и водить рукой малыша. А можно находиться поблизости, незаметно направляя и не забывая хвалить.
Если видите, что ребенку трудно выбрать из двух вариантов, не озвучивайте ему сразу готовое решение. Вместе обсудите и подумайте, что лучше? Картинку можно раскрасить фломастерами, получится ярче. Зато оттенков карандашей больше, их легко сочетать и смешивать между собой. Тем самым вы учите детей мыслить, анализировать, делать выводы.
Думаете, что кроха ошибся в своем выборе? Не торопитесь его переубеждать. Достойно принимать свои неудачи и поражения тоже необходимо уметь. Малыш поймет, что на этом жизнь не заканчивается, а ошибки можно и нужно исправлять. Но не напоминайте об этом спустя время — тем самым вы рискуете понизить самооценку ребенка.
Иногда родители сами подавляют детскую инициативу, опасаясь мнимой или реальной опасности. Малыш может испачкаться, упасть, пораниться, удариться, замерзнуть, промокнуть — этот мир несовершенен. Зато у него появится ощущение собственной значимости, чувство взросления, повысится самооценка.
Еще одна ошибка взрослых — демонстрация собственной несамостоятельности. Не стоит при детях постоянно звонить с вопросами к своим родителям, долго затрудняться при принятии решений, показывать свою инфантильность. Если вы сами не способны к действиям, стоит ли ждать этого от ребенка? Ведь он впитывает в себя окружающий мир, как губка, растет точно таким, как его мама и папа.