- Когда дело доходит до дебатов о Моне Лизе , культовом произведении Леонардо да Винчи , большинство людей склонны вступать в разговор о том, изображает ли субъект улыбку. Более тщательный анализ может заставить других задуматься, не изображена ли на картине женщина с бровями, поскольку ее лоб кажется странным образом свободным от фолликулов.
Ответ? Возможно. Но не больше.
- Есть все шансы, что, рисуя Мону Лизу , да Винчи распознал модные тенденции Италии 16-го века, когда женщины выщипывали или брили брови. Вполне разумно и то, что у Лизы Герардини, которую подозревают в роли модели для картины — ее муж заказал Да Винчи, — по этой причине могло не быть бровей.
- В 2007 году французский фотограф и инженер по имени Паскаль Котте поставил под сомнение эту идею. Используя проприетарную камеру, способную снимать изображение с разрешением 240 миллионов пикселей, Котте утверждал , что смог визуализировать слабую визуализацию волосков бровей на ее лице. Возможно, да Винчи действительно намеревался изобразить свой предмет с бровями.
Если наблюдение Котте верно, то почему только один волос? Возможно, сказал Котте , тот факт, что да Винчи нарисовал глазурью большую часть произведения, а затем добавил дополнительные детали поверх него, мог создать ситуацию, когда самый верхний слой был уязвим. Реставрационные работы, примененные к картине с течением времени, могли непреднамеренно стереть ее фолликулярные черты, включая ресницы.
«Если внимательно посмотреть на глаз Моны Лизы , то можно ясно увидеть, что трещины вокруг глаза немного исчезли, и это можно объяснить тем, что однажды куратор или реставратор прочистил глаз, и, чистя глаз, удалил, вероятно, удалил ресницы и брови», — сказал Котте The Telegraph в 2007 году.
Котте, который сказал , что восхищался Моной Лизой с тех пор, как он был мальчиком в 1960-х годах — приходил так часто, что охранник однажды предложил ему стул, — получил доступ к картине Лувра в 2004 году и даже разрешил удалить бесценная работа из его стеклянного корпуса, чтобы сфотографировать его. Он провел более 3000 часов, анализируя собранные данные, которые, как он утверждал, позволили ему визуализировать другие слои картины. По словам фотографа, да Винчи переместил два левых пальца своей модели, изначально сделал ее улыбку шире и изобразил одеяло, которое в основном исчезло из поля зрения.
Позже фотографии Котте были выставлены на выставке Моны Лизы в Сан-Франциско , что позволило наблюдателям сделать собственное суждение о том, были ли брови Моны Лизы выщипаны до безвестности. Это еще один интригующий элемент картины, который обещает очаровывать еще 500 лет.