Найти тему

Проблемы российского хоррор-кино на примере х/ф «Пиковая дама»

Жанр ужасов я люблю. И в кино, и в литературе. Могу смело назвать себя человеком, который не только любит, но и глубоко понимает жанр в силу начитанности и насмотренности жанровыми произведениями всех эпох и поджанров.

Ознакомился с фильмом ужасов российского производства «Пиковая дама». И у меня, как ценителя жанра, с него серьёзно так пригорело. Фильм можно назвать «образцовым» русским хоррором. В нём сошлись вместе, пожалуй, все проблемы российского страшного кино, упрямо кочующие из фильма в фильм. Итак…

1. Отсутствие внутренней логики.

Как и в любом мистическом фильме ужасов, присутствует фантастический элемент, который и несёт в себе функцию напугать зрителя. В данном случае – одноимённый фильму злой дух. Но помимо «страшности» внутри фантастического элемента должна быть своя логика. Мотивация, закономерности в его действиях и т.д.

Судя по всему, создатели кино считают, что главное, чтоб она (собственно, дама) пугала нас. На остальное решили забить.

Сначала Пиковая дама преследует детишек, которые её и призвали. Всё прекрасно. Потом в список потенциальных жертв, которые тоже её видят, попадает персонаж к призыву непричастный. Как и почему? Ответа нет. Ну, ладно, простительно. Далее почти весь фильм злой дух пугает скримерами и периодически убивает персонажей, действуя относительно системно. Снова всё прекрасно. Под конец фильма принцип действия Дамы кардинально меняется и она... вселяется в ГГ. Пи этом ранее не было НИКАКИХ предпосылок к тому, что она способна на это.

2. Экспозиция и персонажи.

Нельзя сказать, что персонажи, их жизнь и окружающая их реальность совсем не прописаны. Да и герои не совсем картонные. Но всё это выписано топорно, банально и черезчур поверхностно. Чтобы было. Сценарий концентрируется в первую очередь на фантастическом элементе, проблемы которого описаны выше.

3. Штампы.

Как и в большинстве наших хорроров, создатели старательно приклеивают на наши реалии жанровые штампы англо-саксонского происхождения. И в российской локации, с русскими персонажами всё это смотрится очень неестественно.

Авторы даже не пытаются выработать свой подход к жанру. И почти никто в России не пытается. Поэтому о зарождении своих жанровых традиций в нашем кино пока речи не идёт. И это касается не только фильмов ужасов.

4. И снова о логике…

В фильме присутствует несколько эпизодов, которые можно назвать эффектными. Которые пугают или шокируют. И это нормально для любого фильма. Но здесь большинство подобных эпизодов сделаны либо в ущерб логике происходящего на экране, либо наперекор ритму повествования. И все они сняты…просто для красоты. Где то просто эффектный эпизод, где то отсылка к известным жанровым фильмам. Функции для сюжета эти моменты не несут, в повествование вставлены топорно и смотрятся как нечто постороннее.

5. Главное…

Как уже похвастался в начале статьи, я в хорроре хорошо разбираюсь. В процессе просмотра создалось впечатление, что фильм создавали люди, которые жанр не любят и не понимают. Хотя бы его элементарных механизмов.

Всё вышеперечисленное относится к большинству российских жанровых проектов. Одни и те же проблемы упрямо кочуют из фильма в фильм. Что делать? Мы с вами, простые зрители, на всё это повлиять не можем. Остаётся только надеяться, что со временем в индустрии появятся толковые профессионалы, которые поднимут её и будут создавать самобытное российское кино.