История образа Алконост.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева, приносящая счастье. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Также она помогает путешественникам: несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину, делает его спокойным на семь дней. Но, когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм.
В славянских сказаниях Алконост – птица грусти и печали. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Появление легенд об этом существе связано со временем до христианства и греческими мифами. В изображении греков прекрасная девушка Алкиона была превращена богами в зимородка. При переложении мифа на славянские наречия появилось название Алконост.
Это создание очень нежное и трепетное с прекрасным голосом, который может очаровать и завлечь любого смертного, при этом он не причиняет людям никаких бед.
Частым местом ее пребывания считается древняя полноводная река Евфрат, а также остров Буян. Еще Алконост - порождение славянского рая Ирия, откуда птица прилетает, чтобы на Яблочный Спас наделять фрукты лечебными свойствами и провозгласить своим пением блаженство. На этот праздник она сменяет Сирина, который с первыми лучами солнца появляется, чтобы оплакивать и причитать.
Вокруг головы сияет постоянный нимб, который исходит от короны. Алконост очень часто изображали на лубочных картинках, а ее описание можно встретить в памятниках древнерусской письменности.
На некоторых изображениях существо изображается с женской грудью. Более поздние художники по-своему интерпретировали этот древний образ и придали ему больше красок. При этом концепция мифологического создания остается неизменной. Алконост – это птица, которая приносит счастье и безмятежное наслаждение реальность.
По преданиям в птице Алконост есть дух Хороса, поэтому она может управлять силами природы и погодой.
Как и все птицы, райское создание высиживает свои яйца до появления птенцов. Первоначально Алконост скидывает их в волны моря на большую глубину. Там они должны находиться ровно семь дней, после чего их поднимет течением, и мать продолжит высиживание уже на берегу. В момент пребывания яиц в воде и их появления устанавливается тихая погода, а ветры замирают, несмотря на то, что это зима. Ведь недаром Алконост переводится как зимородок.
Чтобы принести счастье в свое поселение и заманит туда птицу, люди идут на крайние меры. Они похищают тщательно охраняемое яйцо, приносят его в церковь и вешают высоко под потолком, надеясь на то, что мать прилетит искать свою пропажу.
Как утверждают легенды, бывали случаи встречи человека и Алконоста, но они заканчивались для людей без особых последствий в отличие от свиданий с Сирином. Все завороженные пением райского создания теряют голову и готовы идти за ней на край света. Алконост возвращает им разум и отправляет к тому же месту, где произошла встреча.
Легенда об Алконосте частично повторяет историю о другом вымышленном персонаже — птицы Сирин, и во многом перекликается с ней. Среди простого народа в России широко были распространены представления об этих птицах, изображения которых часто встречаются на лубочных картинках.
Представления об этом персонаже в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в зимородка.
Есть и другая биография персонажей, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это Зевс покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону — в зимородка.
Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же плавает по волнам.
Описание этого мифа также воплотилось в переработанном виде в представления о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.
Пока яйца пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав их из моря, птица уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца, чтобы поместить те под потолком церкви.
Мифы и легенды об Алконосте.
Алконост изображается в русском искусстве как химера с крыльями и птичьим хвостом, при этом с головой и руками девушки. В качестве атрибутов часто изображают развернутый свиток, который дева держит в руке, и райский цветок. На свитке изображают текст, гласящий, что праведно прожившим земную жизнь воздастся в раю. Значение имени Алконост происходит от греческого слова, означающего «зимородок».
Считалось, что райские птицы живут в землях, близких к раю. Согласно легендам, они обитают на сказочном острове Буяне, известном по русскому фольклору. Либо на Евфрате — одной из райских рек, или в Ирии — мифической стране восточнославянского фольклора, которая представляет собой вариацию на тему рая и находится в теплом западном море.
В легендах Алконост часто идет в паре с другой волшебной птицей — Сирин. Завораживающее пение первой сулит счастье и радость, в то время как звук голоса Сирина может свести человека с ума. Сирин считается вещей, а ее песни о грядущем обещают блаженство. Однако люди из-за вредного влияния этих песен на рассудок стараются отпугнуть певчее создание, стреляя из пушек и звоня в колокола.
Образ Сирина возводят к греческим сиренам — демоническим девам-птицам, которые звуками своих голосов усыпляют мореплавателей, а затем разрывают тех на части и пожирают.
Почерпнуть информацию о птице можно из подписей на лубочных картинках. Образ Алконоста там сближается с образом Сирина. Говорится, например, что кто будет вблизи птицы в то время, когда она поет, тот забудет обо всем в мире, лишится ума, а душа этого неосторожного человека выйдет из тела.
В народном христианстве образ райской певуньи связывают с праздником урожая — Яблочным Спасом. В это время она смахивает живую росу с крыльев. Плоды яблони, на которые попала эта роса, становятся целительными. Причем Алконост во время этого праздника прилетает в сады, где растут яблони, после полудня, смеется и радуется. А с утра в сад прилетает «коллега» — Сирин, которая плачет и печалится.
Алконост в русской культуре.
В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV–XVII веках образ райской птицы проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.
Изображения присутствуют не только в лубочных картинках, но и на полотнах художников. Известна картина Виктора Васнецова, где написаны обе райские птицы. Причем оперение Алконоста — белое, как символ веселья и наслаждений, которые несет птица, а оперение Сирина — черное.
На голове обыкновенно изображают корону. Васнецов изобразил райских птиц с женскими плечами и головой, в то время как на лубочных картинках у Алконоста присутствует еще и грудь женщины и руки наравне с крыльями.
В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.
Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.
Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека.
Алконост - райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.
Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами.
Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте.
Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.
Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.
В 1899 году Александр Блок создал свое знаменитое стихотворение "Сирин и Алконост".
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло…
Вдали – багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…
Поэту было 18 лет, он только что окончил гимназию, пережил первую, очень сильную юношескую любовь. Его поэзия в то время наполнена романтикой, молодостью, непринужденностью. Обращение к таким образам объясняется еще и тем, что поэт любил все славяно-русское и учился на славяно-русском отделении Петербуржского университета. Именно в этот период творчество А. Блока можно отнести к символизму – одному из литературных направлений XX века. Символисты для «построения» символа привлекали тексты, в которых есть нечто таинственное, мифы, в которых много загадок. Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным.
Стихотворение построено по принципу антитезы (противопоставления) и разбито на две микротемы: первая – описание птицы Сирин, вторая – описание Алконоста.
Птицы радости и печали – есть символ жизни. В этом стихотворении А. Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное.
Описывая Алконост, автор выбирает слова «печаль», «тоска», «рыданье», «стон» и другие. Тем самым он показывает, что Алконост – птица печали, что ее образ пропитан печальными чувствами, при виде ее «…в груди рыданье залегло…».
В 1975 году Владимир Семёнович Высоцкий пишет стихотворение "Купола", где упоминает и птицу Алконост, наряду с Сирин и Гамаюн.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Автор строк рассуждает о жизни как о смеси горечи, тоски и радости. Его стихотворения в тот период времени наполнены глубоким смыслом, горечью, характерными особенностями стихотворений людей, имеющих большой жизненный опыт. Автор наблюдает за жизнью с реалистической позиции.
О птицах автор пишет в трех первых четверостишиях. Причем в первом указывает на птиц в общем: «Птицы вещие поют – да все из сказок…», во втором говорит про Сирина и Алконоста (противопоставляя их друг другу), а в третьем «это птица Гамаюн надежду подает!»
Первые четверостишия посвящены сказочному – таинственным птицам. Далее автор рассуждает о будущем, о жизни, сравнивая птиц с происходящим (добро + зло +надежда).
Поэт говорит о своей душевной боли и о невозможности разгадать таинственную загадку жизни. Выражает беспокойство, тревогу за будущее. Причем жизнь он тоже сравнивает с тремя птицами. Реалистический взгляд на мир объясняет и использование разговорного стиля в произведении, и иную, чем у А. Блока, интерпретацию образов райских птиц.
Если говорить о современной музыкальной культуре, то наиболее ярким упоминанием образа Алконост можно считать песню Бориса Гребенщикова "Сирин, Алконост и Гамаюн" из "Русского альбома" .
В произведении птицы - неразделимое целое, как сама жизнь. Грусть, радость, надежда. В трех словах просвещенный слушатель увидит скрытый символ жизни, повседневности. Гребенщиков не разделяет их и не противопоставляет друг другу. Они единое целое, они – воплощение жизни в его песне. В ней можно услышать и возвышенную интонацию А. Блока, и душевную боль В. Высоцкого.
В жилищных конторах лесной полумрак,
На крышах домов - фонари с египетской тьмой.
Тронулся лед, так часто бывает весной
Живущим на льдинах никто не сказал,
Что может быть так...
Откуда нам знать, что такое волна?
Полуденный фавн, трепет русалок во тьме...
Наступает ночь - начнем подготовку к зиме;
И может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь,
Будет война...
Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой - хмель и трепетный вьюн...
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.
Рок-опера "Алконост. Легенда о любви" Глеба Матвейчука и Карена Кавалеряна.
21 и 22 октября в Москве состоялась премьера фолк-рок-оперы Глеба Матвейчука и Карена Кавалеряна "Алконост. Легенда о любви".
Масштабное, фэнтезийное повествование о любви, верности, самопожертвовании и предательстве.
Романтичная история любви райской птицы Алконост и земного Охотника разворачивается на фоне противостояния двух братьев – верховного бога Перуна и Велеса, коварного бога Подземного царства мёртвых.
Главные героини - две дочери Перуна, восхитительной красоты богини с головой женщины и телом птицы: мудрая, рассудительная Сирин и лиричная, мечтательная Алконост.
Согласно оригинальной задумке авторов, Алконост от рождения нема и в спектакле разговаривает на метафоричном языке танца. Смелый и отважный Охотник малоразговорчив: свои чувства он выражает в песнях и в бою.
Подробности о постановке и уникальные видео со спектакля смотрите в программе "Откройте, Давид!"
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк!
Фото : Наталья Даниловцева, Александр Утюпин, Наталья Каминская
Статью подготовила Екатерина Кутузова.
#алконост #мюзикл #мифология #культура #театр #куда пойти в москве #досуг #мюзиклы #музыкальный театр #музыка