Найти в Дзене

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста

Первые годы жизни детей проходят под знаком кардинальных изменений в их развитии. Уже на первом году своей жизни ребенок может брать и удерживать вещи, а также производить ряд разнообразных действий: брать кружку и пить из нее, есть ложкой и закрывать и открывать коробки, нанизывать предметы на стержень (например, игра в Пирамидку) и многое другое. На третьем году жизни он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. С раннего возраста детям прививается умение различать предметы по их внешним признакам – форме, величине, цвету и другим.

Уже с самого раннего возраста ребёнок овладевает речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, а в три года говорит уже вполне свободно.

Этот процесс развития происходит не только спонтанно (природные задатки), но и благодаря, в большей степени, дополнительным воздействиям со стороны воспитателей.

Народ давно заметил ценность раннего обучения, поэтому он создал множество детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые развлекают и учат маленького ребенка. В частности, такая известная всем с детства потешка, как «Ладушки-ладушки», учит ребенка слушать и подражать действиям взрослого, а также наблюдать за ним. Прибаутками можно привить навыки подражания несложным звукам, а также развить разные оттенки интонации речи. Другие включают в себя не менее важный материал для упражнений детей в произнесении звуков.

Так была создана дидактическая игра, которая является для маленького ребенка наиболее понятной формой обучения.

Наибольшую активность в процессе обучения проявляют именно специально организованные воспитателем дидактически ориентированные занятия, а также игры. Воспитатель может систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.

Дидактические игры и занятия принесут плоды лишь в том случае, если воспитатели четко ставят задачи и решают их в процессе проведения игры и понимают, в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Дидактические игры и занятия играют большую роль в развитии интеллекта. Заставляя детей подражать своим действиям и словам, воспитатель воспитывает у них внимание, умение прислушиваться, понимать и в меру своих сил делать то, что от них требуется. Привлекая внимание малышей и разжигая их интерес, воспитатель закладывает основы для развития у них любознательности. Он узнает много нового о различных предметах: о их назначении, о морфологических признаках ( форма, размер, вес и т.п.), а также развивается и совершенствуется его восприятие.

С помощью наглядных пособий и рассказов воспитателя дети получают представление о мире доступных для их понимания явлений природы и трудового процесса старших, знакомятся с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без пояснений взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда активно действуют: собирают и разбирают башенки, складные матрешки; возводят несложные сооружения из кубиков, играют палочкой, лопаткой, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У детей вырабатывается умение действовать в среде сверстников: вначале ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности.

Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радостные чувства. Эта радость - залог успешного развития детей в раннем возрасте и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.