Найти в Дзене

Ученые Блокадного Ленинграда: Физика и химия, Физтех и Горный Университет

Ученые физтеха также изобрели способ маскирования кораблей Балтийского флота от магнитных мин, которыми фашисты настолько плотно забросали Балтийскую акваторию, что моряки называли ее "супом с фрикадельками". Магнитная мина срабатывала как только к ней приближался корабль с железными (магнитными) деталями. Ученые физтеха рассчитали, какой противоток пустить по корпусу - чтобы корабли перестали быть "видимы" для магнитных мин. После внедрения этой технологии на балтийский флот не пострадал ни один из оборудованных таким образом кораблей.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Уже в сентябре 1942 года те сотрудники института Иоффе, которые были эвакуированы в Казань, в соответствии с прямым распоряжением правительства организовали лабораторию атомного ядра, в 1943 году разросшуюся до Курчатовского Института уже в Москве. Игорь Васильевич Курчатов, «отец» советской атомной бомбы, прошел свое профессиональное становление также в стенах института им. Иоффе, к нему присоединился и костяк ленинградских физтеховцев, пионеров разработок по использованию атомной энергии.

В ленинградском физтехе ввели мобилизацию оставшихся ученых для максимально оперативного завершения научно-исследовательских работ, имеющих оборонное значение и организовали комиссию по рацпредложениям по оборонке.

  • Среди результатов блокадной работы Института им. Иоффе:
    Раствор для обработки деревянных перекрытий, препятствующий возгоранию деревянных частей зданий Ленинграда от зажигательных бомб
  • Упрочнение брони военной техники
  • Разработка и организация производства термоэлектрических генераторов для партизан. Когда в таких котелках кипятили воду на кострах, вырабатывалась электроэнергия, достаточная для питания переносных радиостанций.
  • Запуск циклотрона
  • Производство пищевых добавок из масел, входивших в состав натуральных красок - ввиду того, что это дополнительное питание получали все физтеховцы, в институте от голода умер только 1 человек - и эту технологию быстро подхватили и другие промышленные предприятия осажденного города

Технология очистки отходов бензина для заправки самолетов - таким образом физтеховцам удалось внести существенный вклад в преодоление топливного кризиса в блокадном городе.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Разработка состава и производство высокочастотного кабеля на разработанном ими же материале для автонаведения зенитных орудий. Этот материал был способен выдерживать самые низкие температуры - в отличие от использовавшегося ранее зарубежного кабеля.
В Горном Университете ученые научились делать бомбу из глины и наладили массовое производство гранат для нужд фронта. Каждая 10 граната на Ленинградском фронте была сделана студентками Горного Университета.

Полная подборка статей Ученые Блокадного Ленинграда: об открытиях, спасших город тут.

Фотограф проекта Надежда Панова:

Онлайн фото-галерея Надежды.

Благодарим Школу исследовательских проектов для 7-11 классов по математике, программированию и смежным направлениям Слон за неоценимую помощь!

Проект Россия Страна Ученых - это открытые городские экскурсии с аудиогидами, посвященные жизни и деятельности российских ученых, изобретателей, организаторов науки, основателей наукоемких производств и учебных учреждений, а также ботанические и геохимические экскурсии.