Говоря о мобилизации всех интеллектуальных сил блокадного Ленинграда необходимо рассказать об значительной роли Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе.
Абрам Иоффе изначально выступил как один из наиболее активных инициаторов создания Дома Ученых в Ленинграде. В начале Великой Отечественной Войны он стал председателем Комиссии по военной технике, в 1942 году — во время блокады Ленинграда - назначен председателем военной и военно-инженерной комиссии при Ленинградском горкоме партии.
Эта комиссия организовала масштабный скрининг и внедрение в всех научно-технических разработок, которые могли помочь городу справиться со случившейся трагедией. После снятия блокады многие из этих открытий и инноваций нашли широкое применение в оборонном и гражданском секторе по всей стране.
Среди прорывных инноваций рабочей группы ленинградских физиков и географов необходимо отметить расчет движения по Дороге Жизни - единственной транспортной артерии, связывавшей осажденный город с большой землей.
Ученые на основании климатических данных и данных о структуре дна Ладожского озера рассчитали те траектории, где машинам проходить будет максимально безопасно с учетом гидродинамики и структуры ледового покрытия, определили и собрали из подручных средств целую серию приборов для измерения усталости льда и предотвращения аварий, основанных на методе резонанса. Они выяснили грузоподьемность машин, которую способен выдержать лед, в том числе во время оттепелей, предотвратили разрушение маршрутов из-за резонансных явлений между движущимися машинами и скоростью течения в Ладожском озере.
Данные полученные от приборов для измерения усталости льда были тщательно собраны и проанализированы. Это позволило ученым принять новый вызов: Ленинградские физтеховцы продолжили свои исследования маршрутов по Ладоге - и следующей задачей стало обеспечение безопасности движения тяжелой военной техники и переброски воинских частей для организации прорыва блокады (так состоялась операция Искра).
Когда расчеты были завершены, на первом самом тяжелом танке КВ ехал на головной машине лично руководитель группы по прочностным расчетам, будущий нобелевский лауреат Леонид Витальевич Канторович, математик, экономист и один из создателей линейного программирования.
Полная подборка статей Ученые Блокадного Ленинграда: об открытиях, спасших город тут.
Фотограф проекта Надежда Панова:
Благодарим Школу исследовательских проектов для 7-11 классов по математике, программированию и смежным направлениям Слон за неоценимую помощь!
Проект Россия Страна Ученых - это открытые городские экскурсии с аудиогидами, посвященные жизни и деятельности российских ученых, изобретателей, организаторов науки, основателей наукоемких производств и учебных учреждений, а также ботанические и геохимические экскурсии.