История создания
В 1933 году в специальном конструкторском бюро при ОГПУ был разработан проект плавающего колесно-гусеничного танка ПТ-1. На его базе создали несколько версий многобашенных машин, не приспособленных к плаванию.
Из-за расформирования КБ проект передали на предприятие в Ленинграде, выпустившее 2 опытных танка под обозначениями Т-29-4 и Т-29-5. Машины несли идентичное вооружение (76 мм орудие и 5 пулеметов ДТ), но несколько отличались толщиной защиты и массой.На каждый борт приходилось по 4 сдвоенных катка, установленных на индивидуальных рычагах с пружинной подвеской. Ведущие колеса находились сзади, фронтальный ленивец позволял натягивать гусеничную ленту.
Для поворота машины использовались передние катки, 3 задних элемента имели привод от коробки передач через гитары. При движении на гусеницах разворот осуществлялся бортовыми фрикционами.
Испытания машин проходили в 1934-35 гг. По итогам пробных пробегов был изготовлен эталонный образец для серии под обозначением Т-29. Первые поставки новой техники в войска планировали начать в 1937 году. Но замечания военных привели к выходу постановления Комитета Обороны, в котором требовалось доработать машину. Основные замечания касались защиты, которую требовали улучшить путем применения наклонных элементов защиты с поверхностной цементацией.
Проект доработанной машины получил обозначение Т-29-Ц, оснащался доработанной ходовой частью, включавшей по 5 сдвоенных катков с 3 поддерживающими роликами на борт. На танке планировалось установить башни с коническими боковыми стенками. Но к концу осени 1937 года проект признали бесперспективным и закрыли.
Последнее официальное упоминание от Т-29 относится к ноябрю 1941 года, когда подразделение вело бои в районе Павловского Посада.
Конструкция
Орудийная башня танка построена на основе узла от Т-26-4, отличалась расширенным диаметром погона. Пулеметные башни были полностью идентичным примененным на Т-28. В пушечной башне помимо 76 мм орудия ПС-3 (позднее – Л-10) находились 2 пулемета (спаренный и дополнительный в задней стенке). На крыше башни монтировалась турельная установка под дополнительный пулемет ДТ, использовавшийся для борьбы с самолетами.
Внутри танка имелись места для 67 снарядов, часть из которых лежала в кольцевой укладке вокруг погона. Для пулеметов имелось 6930 патронов, которые находились в магазинах.
Корпус данного среднего танка сварен из стальных листов толщиной до 30 мм, для защиты башен применены листы толщиной не более 20 мм.
Силовая установка состояла из 500-сильного бензинового мотора М-17Ф и 4-скоростной коробки передач. Баки, рассчитанные на 600 л бензина, располагались вокруг двигателя.
В трансмиссии имелся дифференциал автомобильного типа, использовавшийся при движении на колесах. Крутящий момент передавался на ведущие звездочки бортовыми передачами с дополнительными фрикционами. Для распределения потока мощности при движении на колесах применены бортовые передачи.
В состав ходовой части эталонного Т-29 ввели 3 дополнительных ролика, поддерживавших верхнюю ветвь гусеницы. Опорные катки устанавливались на спиральных пружинах, для снижения удельного давления на грунт применялась гусеница шириной 500 мм. Особенностью ходовой части танка являлась возможность движения с одной гусеницей.
По сравнению с БТ-7 удалось повысить скорость хода и усилить вооружение, но при этом выросла масса и габариты танка. Общим недостатком всех колесно-гусеничных машин был интенсивный износ резиновых бандажей, который устранить так и не удалось.
Машина Т-29 встречается в популярной игре World of Tanks, стендовых серийных моделей в мире не выпускается.
Проект Т-29 остался в истории как последняя попытка создания машины с улучшенными скоростными характеристиками и вооружением.
Появление мощных дизельных двигателей позволило создать гусеничные машины, обладавшие высокой защищенностью и мощным вооружением. Для разведывательных целей стали использовать малогабаритные колесные бронеавтомобили.
Не поленитесь и поддержите канал подпиской и лайком. Пишите свое мнение в комментариях. Спасибо всем за внимание.