Найти тему

Зачем танцорам инклюзия?

Самая устойчивая ассоциация со словом «инклюзия» - «инвалид». Однако в последние годы в сферу инклюзивного танца приходит всё больше успешных танцоров и хореографов.

Поэтому не случайно ведущий «Дня инклюзии» в Государственном музее-культурном центре «Интеграция», руководитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов попросил слушателей, которые профессионально занимаются танцами, ответить на вопрос: «Что дает вам опыт инклюзивного танца?»

Наталья из Нижнего Новгорода отметила, что за несколько лет успела поработать и с колясочниками, и с людьми с ментальными нарушениями. «Я люблю пробовать всё новое, связанное с танцами, – призналась она. – Для меня это – очередной этап профессионального развития. Кроме того, мне хотелось сделать что-то для людей, у которых – Наталья задумалась – ограничены возможности. Пожалуй, первой была чисто человеческая потребность, и уже потом – профессиональная. В итоге я стала смотреть на мир шире, во мне появилось больше терпимости».

Наталья из Нижнего Новгорода
Наталья из Нижнего Новгорода

«Мне кажется, я до сих пор продолжаю искать ответ на вопрос: «Почему я продолжаю этим заниматься?» – призналась режиссёр-хореограф, педагог, перформер, основатель Платформы современного танца Bereg Александра Рудик. – Это, безусловно, - новый чувственный опыт. Мне очень хотелось соприкоснуться с этой средой. Так получилось, что в марте 2017 года меня пригласил фонд «Со-единение» посмотреть репетицию спектакля «Живые картины», в который они хотели меня пригласить. В этом спектакле участвовали слепоглухие и зрячеслышащие артисты. Мне очень захотелось испытать себя и понять: как можно адаптироваться к этой необычной ситуации, как можно помогать этим людям в создании нового художественного высказывания? Однозначного ответа у меня нет до сих пор. Но теперь я знаю, что это – очень сильное искусство, которое соприкасается с моими собственными исследованиями. Оно позволяет быть очень гибким, пробовать разные способы взаимодействия и коммуникации, поиск того самого языка, с помощью которого можно говорить об очень ценных, важных именно сейчас вещах.

Александра Рудик
Александра Рудик

Интересно, что наша деятельность постоянно преломляется под разным углом. Это зависит от разнообразия тел и людей, которые собрались вместе в одном пространстве. И это очень хорошо соотносится с современным искусством. А что касается изменений во мне самой – я очень ясно поняла, насколько человеческое может поддерживать профессиональное. В сочетании с профессионализмом человеческие качества дают очень интересный результат. Они взаимодействуют внутри меня, питают друг друга. Иногда очень важно найти коммуникацию с собой, чтобы от нее пойти к другому человеку, и через него – во внешний мир. Для меня эти три круга понимания стали еще более осязаемыми, друг друга дополняющими».

Рогнеда Крюкова
Рогнеда Крюкова

Сотрудник психоневрологического интерната Рогнеда Крюкова до 17 лет серьезно занималась хореографией. Затем была травма, после которой девушка выбрала другой путь, став учителем физики. 6 лет назад она пришла работать в психоневрологический интернат. Руководство предложило ей ввести элементы танца в деятельность театральной студии, которая там уже была. «Оглядываясь назад, я понимаю, насколько сильно выросли наши подопечные, – подчеркнула она. – Благодаря занятиям хореографией, им стало проще взаимодействовать с людьми, они не бояться знакомиться, легче входят в социум». Слова педагога наглядно подтвердили две участницы ее коллектива, приехавшие на День инклюзии.

Подопечная Рогнеды на мастер-классе
Подопечная Рогнеды на мастер-классе

Рогнеда подчеркнула, что большую помощь в ее профессиональном росте оказало знакомство с деятельностью ЦСА «Одухотворение» и участие в фестивалях Inclusive Dance. «Те приемы, с помощью которых учили меня, не работают с этими ребятами. За последние два года я полностью пересмотрела методику своей работы в плане постановки танца и методики разучивания движений», – призналась она.

Подводя итог обсуждению, Леонид Тарасов отметил, что личностный, эмоциональный план в инклюзивном танце очень важен для всех его участников. Именно он предохраняет хореографов и педагогов от эмоционального выгорания. Поэтому каждому специалисту, приходящему в эту сферу, нужно найти свой стиль работы, чтобы чувствовать себя комфортно.

Первый материал серии: Танец как путь в инклюзию.

Второй материал: Волонтеры - помогающие, танцующие и прочие