Портрет героя — это важная часть его образа. Но дело тут не только в описании внешнего вида: цвета глаз, волос, формы носа и бровей. Визуализация, конечно, в художественном произведении нужна, но портретная техника этим не ограничивается.
Что такое портретная техника
Если кратко, то это литературный приём, который выражается в передаче характера персонажа, его личных особенностей и эмоционального состояния через описание портрета.
В реальности проявление индивидуальности человека мы считываем почти интуитивно, подмечая мельчайшие особенности его облика – характер улыбки, выражение глаз, морщинки у губ и поворот головы, неосознанные жесты и движения мышц лица. Ну, понятно, кто-то лучше всё это замечает, кто-то хуже, но вся эта невербалика играет настолько важное место в общении, что даже маленький ребёнок быстро учится понимать мимику взрослых.
Кстати, даже есть наука такая, называется физиогномика. Очень рекомендую, если вы хотите стать мастером литературного портрета.
Так вот в литературе портретная техника тоже играет важную роль. Но проблема в том, что если в реальной жизни вам достаточно просто понять собеседника, почувствовать его настроение, определить сильные и слабые стороны, то в тексте всё это надо описать. Причём описать так, чтобы образ персонажа сформировался у читателя, чтобы читатель, как в реальной жизни, понял характер и почувствовал эмоции героя. И здесь уже простой интуицией не обойдёшься, здесь нужна осмысленность и навыки.
Следовательно, портретная техника — это не только описание внешнего облика героя, но передача его внутреннего состояния, раскрытие его индивидуальности. И внешний облик — это не только лицо и причёска, выражение глаз и изгиб губ. Это и особенности одежды, обуви, манера подачи себя, жесты и т. д. Всё это несёт информацию о персонаже, необходимую для создания его образа. Что на вашем герое — потёртые старые джинсы и стоптанные кроссовки; чёрная кожаная куртка, такие же штаны и перчатки без пальцев; клетчатая рубашка поверх футболки и шорты? Эти детали тоже несут информацию о внутреннем мире персонажа. И ведь их можно дополнять и разнообразить, добавляя по штриху и делая объёмнее образ героя. Например, ухоженные руки с длинными пальцами и печаткой на безымянном или большие мозолистые ладони с въевшейся грязью, модный маникюр или коротко, но аккуратно подстриженные ногти.
Возможности портретной техники безграничны, главное — понимать, что вы хотите сказать о герое, описывая ту или иную деталь. Иначе образ рассыплется из-за несоответствия. Ну и, конечно, не переусердствовать. Чтобы не получилось, что за деревьями леса не видно.
Виды портретной техники
Выделяют два вида такой техники, у каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. А лучше всего их совмещать.
Статичный (описательный) портрет
Такой портрет представляет собой знакомство читателя с героем, когда писатель на первых страницах произведения старается создать максимально полный образ персонажа. Читатель получает разнообразную информацию о герое, в том числе может составить представление и о его характере, и о роде занятий, и об эмоциональной сфере по описанию внешнего вида.
Статичный портрет сразу формирует отношение к герою, а автор больше не тратит время на «портретную живопись» и может переключиться на действия и поступки. Да и читатели уже знают, что от этого персонажа ожидать. Ну, конечно, такое описание значительно легче, проще, даже если автор очень серьёзно к нему отнёсся.
Прекрасным мастером описательного портрета был Н. В. Гоголь, который его использовал для создания образов второстепенных персонажей. Но какие же яркие и объёмные они получались у этого писателя!
О Плюшкине: «маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».
О Манилове: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
О Ноздрёве: «был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Но и недостатки у статического портрета тоже есть.
С помощью такого приёма нереально раскрыть образ персонажа полностью. Хороший герой сложен и неоднозначен, в разной ситуации в его облике могут проявляться разные черты. Так, упрямо сжатые губы смягчает улыбка, а в холодных глазах появляется тёплый блеск. Или, напротив, наивный взгляд с развитием сюжета становится жёстче, в уголках губ появляются складки, а на ладонях — мозоли.
Описание статичного портрета требует большого пространства текста. Это отвлекает читателя от сюжета, а часто и скуку вызывает. Тем более такое описание появляется в начале повествования, когда нужно работать с завязкой, показать интригу, а не отвлекать читателя долгими описаниями.
Поэтому статичный портрет более подходит для второстепенных персонажей, а для главного героя лучше использовать другой вид портретной техники.
Динамичный (текучий) портрет
Динамичный портрет не только изменчив, то есть меняется по мере развития сюжета, такой портрет и «рисуется» постепенно, образ складывается из отдельных деталей и нюансов на протяжении всего текста. Сейчас автор обратил внимание на особенность взгляда героя, через страницу мелькнула характерная улыбка. Где-то появилось описание одежды, а чуть дальше другой персонаж обратил внимание на мозолистые руки со сбитыми суставами пальцев. Так постепенно формируется образ героя, который нетрудно изменить, подкорректировать, добавив какую-то деталь.
Мастером динамичного портрета был Лев Николаевич Толстой. Так, он описал в «Войне и мире» около 100 видов улыбки и более 80 разных выражений глаз. Он обращал внимание и на характер движения, и на манеру разговора. Причём мне кажется очень важным его замечание о том, что портрет героя нужно «подавать на людях». «Нехорошо в беллетристике описывать от лица автора. Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах», — писал Л. Толстой. То есть полностью образ героя должен раскрываться через его восприятие другими персонажами.
Функции портретной техники
Понятно, что основная функция этого приёма — создание наиболее яркого и достоверного образа персонажа. Но это не единственная функция.
- Портретная техника позволяет показать отношение автора персонажу и, соответственно, влияет на отношение к нему читателей. В зависимости от своей оценки автор подбирает слова и выражения. Уменьшительно-ласкательные формы слов показывают и умиление автора, и его снисхождение, слова с негативной коннотацией отражают такое же негативное отношение. У героя могут быть лапы, лапищи, руки, ручонки, загребущие хваталки, нежные или изнеженные пальцы, мозолистые ладони или карающая десница. Одно только слово может указать на отношение автора.
- Портретная техника позволяет использовать внешние маркеры персонажей, с одной стороны, указывающие на их характеристики, с другой — выделяющие их из множества других действующих лиц и хорошо запоминающиеся. Например, в романе «Война и мир» Толстой обращал внимание на «лучистые глаза» княжны Марьи, белые руки Сперанского, плечи Элен, чёрные глаза Наташи Ростовой и т. д.
- Портретная техника помогает читателю почувствовать персонаж живым, наполненным эмоциями, чувствами, страстями. Причём читатель именно чувствует персонаж, как он чувствует обычных реальных людей, а не просто читает описания автора в духе: «Он ощутил сильную радость, но сразу же эта радость сменилась испугом, потому что Грэг очень боялся ошибиться».
Так что подумайте над этой техникой. Ко всему прочему она придаст творчеству дополнительную прелесть своеобразной игры. Ведь надо не только продумать характер героя, его индивидуальные особенности, но и подобрать соответствующие маркеры-детали. А потом ещё и рассыпать их по тексту, чтобы читатель как пазл собрал из них образ персонажа.