Красноярский краевой театр драмы порадовал красноярцев на финише творческого сезона масштабной и яркой премьерой по легендарной пьесе Николая Эрдмана "Самоубийца". Спектакль получился весьма актуальным, весёлым - до слёз, и ярким, словно бумажные цветы в родительский день.
Главный герой пьесы - Семён Семёнович Подсекальников (Владимир Пузанов), бывший служащий, а нынче почти год как безнадёжно безработный, просыпается ночью рядом со своей женой Марией Лукьяновной (Виктория Болотова)... от чувства голода. Он вспоминает, что от ужина должна была остаться ливерная колбаса, отправляется за ней на кухню,- и с этого незамысловатого повода начинается фантасмагорическая история.
Семён Семёнович переживает за то, что не приносит в семью денег, но очень хочет сейчас ливерной колбасы, ощущает себя полным и беспомощным ничтожеством, но ливерная колбаса ему сейчас необходима. Он прячет её в карман, а соседу Калабушкину кажется, что это револьвер... И пошло-поехало.
Все персонажи "Самоубийцы" представляются зрителям в виде зомби. Парадоксальные костюмы Фагили Сельской, великолепный грим от Павла Беткера и совершенно невероятная пластика от Игоря Григурко рождают уморительный кошмар, в котором оказывается не только Подсекальников, но и все зрители вместе с ним.
По крайней мере, в нашем городе не так много театров, поэтому актёров "Пушки" мы хорошо знаем и помним - всех до единого, но в "Самоубийце" их буквально невозможно узнать до самого конца действия. Настоящая фантасмагория...
И это усиливает, безусловно, сценическую интригу, когда Семён Семёновича уговаривают или принуждают покончить жизнь самоубийством из-за безвыходной ситуации, в которой он сам оказался, но чтобы при этом он оказал пользу и другим людям. Мяснику, писателю, интеллигенту, светским красоткам... Чтобы он застрелился и ради них тоже, потому что их жизнь также безрадостна. Желание, безусловно, бесчеловечное (жить за счёт другого), поэтому эти персонажи и превращены режиссёром Олегом Рыбкиным в зомби. Но и тут не всё так просто...
Николай Робертович Эрдман родился в семье бухгалтера-лютеранина в 1900 году. В его роду были также часовщики, мануфактурщики, священники. Все три жены у него были балеринами или танцовщицами. А всю жизнь он любил великую актрису МХАТа Ангелину Степанову, которая, судя по всему, тоже его любила, но замуж вышла за номенклатурного советского писателя Александра Фадеева (который, кстати, застрелился, устав и от наград, и чего-то ещё, весьма печального)...
"Самоубийцу" Эрдман написал в 1928 году, то есть за шесть лет до убийства Кирова, и за девять - до 1937 года. Поэтому в 1931 году его не расстреляли, а всего лишь сослали в наш Енисейск. В какой-то степени повезло. Но с другой стороны, до самой своей смерти в 1970 году его как бы не было, он как бы был безработным, хотя усердно трудился.
По его сценариям были поставлены великие советские комедии "Весёлые ребята" и "Волга-Волга", но имени его в титрах не было. Он получил Сталинскую премию за "Смелых людей", но и об этом никто не знал. Это именно он переписал любимую народом оперетту "Летучая мышь" со знаменитой сценой про любовницу и собаку, которых звали Эммой, эту милую шутку в телефильме великолепно разыграли братья Соломины, но и об этом почти никто не знал. Он был причастен и к рождению легендарной Таганки Юрия Любимова, но и тут оставался в тени.
Более того, в годы войны ему не позволили уехать в эвакуацию, а переодели в форму сотрудника НКВД, и он честно трудился в ансамбле песни Александрова и во фронтовых бригадах. Но когда Эрдман смотрел на себя в зеркало, то видел там человека в форме и понимал, что это не он, а кто-то другой... Фантасмагория...
Таковой была и судьба его лучшей пьесы "Самоубийца" - её не дали поставить ни Мейерхольду, ни Станиславскому. Но про неё в театральном мире помнили всегда. В 1982 году ученик Мейерхольда - Плучек - в Театре Сатиры всё-таки отважился на постановку, которую тут же запретили, разрешив окончательно только в 1986-м.
Чего же в этой пьесе такого опасного? На первый взгляд, Эрдман всё достаточно ловко закумуфлировал. Его герой, Семён Семёнович, довольно жалкий тип. Все, кто его окружают,- тоже не лучше. Мещане, обыватели. Когда была революция, они даже из квартир своих не выходили. Чего они хотят от своей жизни? Ничего особенного: спокойного, тихого и сытого существования.
Семёну Семёновичу достаточно будет немного колбаски. Мяснику достаточно возможности делать эту самую колбасу. Писателю писать о том, как он умеет про ту же "ливерку". А интеллигенту - дать возможность спокойно осмыслить всю нашу жизнь, осмыслить, судя по всему, честно, а не по лжи.
Но именно такой возможности у них и нет. Революция заставляет их всех быть героями, государство настойчиво призывает их не жить, а отдать свою жизнь за Родину в той или иной форме. Но люди хотят ливерной колбасы, вот ведь в чём парадигма. Конечно, можно представлять себя миру в виде зомбированных существ, но свою натуру не обманешь. Всем нам, как ни странно, хочется быть счастливыми и сытыми, но простому человеку в современном мире такая привилегия не положена.
Вот почему где-то во Франции на Елисейские поля выходят "жёлтые жилеты", в Америке всех заставляют целовать ботинки неграм и рукоплескать ЛГБТ-шникам, на Украине принуждают народ терпеть лишения ради возрождения бандеровской идеологии.
Ну, а у нас в стране... тоже нынче живётся не сладко. Олег Рыбкин во всех своих премьерах последних лет последовательно защищает право простого человека на счастье, а не только на героическую смерть.
Рыбкин этого самого простого человека никогда не идеализирует. Тот иногда предательски труслив, как Розенкранц и Гильдерстен, немного глуповат и безволен, как в "Покровских воротах", даже чуть подловат, как в "Смерти Тарелкина", и, к сожалению, смешон, как пустой резонёр Чацкий в "Горе от ума". Но и этот человек хочет нормальной жизни, он хочет иметь возможность хотя бы ночью полакомиться той самой ливерной колбасой.
Браво Владимиру Пузанову, он в этой роли сумел преодолеть измучившие его театральные штампы записного комика и смог подняться до таких трагических высот, обнажить такой талант, после чего ему можно доверить и короля Лира, и горьковского Луку, и даже комиссаршу из "Оптимистической трагедии"!
А самое главное: он своей игрой разгадал парадигму ливерной колбасы, то есть определённой истины, известной, но не всегда принимаемой общественным мнением. Об этом ещё Иосиф Виссарионович сказал, заметив, что других писателей у него нет и, видимо, не будет! Надо обходиться теми, что есть! С этим согласен, я думаю, и Бог-отец, который послал своего сына на растерзание к людям просто потому, что по-другому не бывает, другого народа и у самого Бога не нашлось.
И, конечно, браво Рыбкину за то, что он отважно гнёт свою линию и говорит нам со сцены об этих горьких истинах. Говорит очень ярко и наглядно. И в этом смысле он, безусловно, созвучен той политике, которую декларируют нынче и президент нашей страны, и губернатор нашего края. И тот, и другой раз за разом, раскрывая нам светлое будущее, что ждёт Россию и Красноярье в частности, каждый раз оговариваются, что нельзя забывать и о простых наших согражданах. Их условия жизни не должны ухудшаться, а по возможности - даже улучшаться, иначе зачем всё остальное...
Кстати, в нашем крае, который сейчас явно превращается в мощный экономический плацдарм для возрождения экономики страны, так вот именно в таком крае население в последние три года настойчиво сокращается, в 2021 году - сразу на 10 тысяч человек. Почему это происходит? Думаете, это какая-то загадка?
Но не будем о грустном: в "Бриллиантовой руке" главного героя совершенно неслучайно тоже звали Семёном Семёновичем, он хоть и руку сломал, но помог советской милиции разоблачить контрабандистов, без него у них бы ничего не получилось.
Игорь РАК.
Фото Сергея Чивикова.