Немецкое командование, начиная войну на Севере против СССР, планировало через неделю захватить город и порт Мурманск.
Со взятием незамерзающего порта прерывался бы путь союзных конвоев. Кратчайший путь из Англии. За помощь союзников СССР расплачивался золотом, а по условиям договора, после войны помощь должен был вернуть...
Кировская железная догорога и город с первых же дней войны приобрели важное стратегическое значение. Роль Мурманска в обороне не только Заполярья и Карелии, но и Москвы и Ленинграда возрастала после захвата немецко-фашисткими войсками портов на Балтийском и Черных морях. Через Мурманский порт круглый год поступали военные и стратегические грузы от союзников антигитлеровской коалиции.
Наряду с наземными военными действиями, немцы развернули ожесточенную воздушную войну. Самолеты с крестами с утра до вечера бомбили Кировскую железную догоргу. За первые 10 месяцев войны 1600 самолетов сбросили на железнодорожные обьекты: мосты, станции, стрелочные переводы и подвижной состав - 6000 фугасных и 20000 зажигательных бомб.
В 1941 году Геббельс кричал по радио на весь мир, что Кировская железная дорога выведена из строя, у русских нет ни сил, ни возможности восстановить ее.
Не добившись успеха на Мурманском направлении, немецкое командование не могло смириться с мыслю, что Мурманский порт работает, а по железной дороге состав за составом с военными грузами идут на юг, и предприняло еще одну попытку перерезать железнодорожную артерию в районе станции Лоухи.
В спешном порядке, создав значительный перевес в живой силе и технике, 12 августа 1941 года после артилллерийской и авиационной подготовки батальоны финских егерей и эсэсовской дивизии "Норд" перешли в наступление. Малочисленные части Красной армии, оказывая упорное сопротивление, начали отходить - создалась реальная угроза выхода фашистов к железной дороге.
Переброшенная в спешном порядке из Архангельска 88-я стрелковая дивизия, с ходу введенная в бой, приостановила продвижение фашистов к станции. До сих пор мало кому известная станция со странным названием Лоухи стала известна всему миру. Разгорелись упорные бои.
Особо упорные бои разгорелись в первых числах ноября 1941 года. Немецкую дивизию СС "Норд" поситил шеф эсэсовских войск Гиммлер, который передал приказ Гитлера к 7 ноября взять станцию Лоухи.
Немцы, несмотря на тяжелые потери, рвались вперед. Но преодолеть мужество и героизм советских солдат и офицеров так и не смогли.
Солдаты 88-ой и 186-ой стрелковых дивизий, в срочном порядке переброшенные с Мурманского направления, обескровили наступавшие части врага, остановили их и заставили перейти к обороне. Они создали глубокоэшелонированную оборону с мощными дотами и дзотами, минными полями и проволочными заграждениями. Прикрывшись ею, немцы то на одном, то на другом участке фронта создавали большой перевес в живой силе и технике. После мощнейшой артиллерийской подготовки предпринимали яростные атаки, нанося чувствительные удары по отдельным батальонам и полкам советских войск. Под ударами частей Красной армии немцы откатывались на исходные рубежи, огрызаясь. Опять наступала будничная окопная жизнь. Часовые днем и ночью, зимой и летом, ведя наблюдение за противником, постреливали из пулеметов и автоматов, освещая подступы к своей обороне ночью и в непогоду ракетами. В период стабильной обороны главной заботой командования была разведка. Вся тяжесть позиционной легла на плечи разведчиков. Чтобы предупредить внезапные атаки врага и сохранить жизни сотням , тысячам солдат и офицеров, советскому командованию необходимо было распологать данными о всех перемещениях и концентрациях фашистких войск и их планах. А такие данные могла дать только разведка.
Противник тоже не дремал - усилил свои разведывательные действия. Порой 100-200 метров леса разделяли одну разведку от другой, возникали жестокие встречные бои. Разведчики , истекая кровью, выносили убитых и раненых товарищей. Стороны усиливали оборону и караульную службу.
Круглосуточное наблюдение, ночные поиски, разведка боем не давали нужного результата. Разведчики несли тяделые потери, а пленных как главного источника сведений не было. Для проведения разведок в тылу противника, захвата пленных, охраны флангов дивизии и борьбы с разведывательными отрядами противника был сформирован отдельный лыжный батальон 186-ой стрелковой дивизии. Главной задачей батальона была пленные. Костяк батальона составляли солдаты 18-22 лет, не специально подобранные и обученные, а обыкновенные рядовые, приходившие с пополнением в батальон, некоторые из них впервые надевали лыжи. Судьба уготовила им суровые испытания, бросила в горнило самой жестокой войны в истории человечества.
Любовь к Родине, ненависть к врагу, сознание высокого чувства долга перед Отечеством были той всепобеждающей силой, которая помогла не только вынести все тяжести войны, но и победить коварного и сильного врага.
Чем ночь темней, тем ярче звезды
Чем глужбе скорбь, тем ближе Бог...
Сотни могильных холмов остались на пути лыжного батальона. Уходили из жизни солдаты, так любившие ее, мечтавшие увидеть своими глазами конец войны. Они верили: рано или поздно фашизм будет разгромлен и Знамя Победы взметнется над Берлином.
Светлая память о них живет, будет жить в народе, сыновья и внуки гордятся их подвигом, по их биографиям сверяют свои жизни.
Гитлер, вступая в должность канцлера Третьего рейха, громогласно, торжественно провозгласил: "Мы основываем новую, третью Германскую империю, и она просуществует тысячу лет.
Не суждено было сбыться словам Гитлера. Третий рейх просуществовал в сего 12 лет, 3 месяца и 8 дней.