Найти тему
Православие.ONE

12 советов Святых Отцов: "Останови в себе зависть и жизнь станет легче"

- У меня нет зависти, чтобы бы вы мне не говорили! Я никому и никогда не завидую!

Часто, даже в ограде церковной, можно услышать об этом, как бы оправдание своего греха. А впрочем, если посмотреть глубже, то зависть - это не только печаль о том (как многие считают), когда у ближнего все ладится, но ещё и радость о неудачах других. А на этот момент чаще всего и не обращают никакого внимания, как раз оправдывая себя вышесказанными словами.

Вот, святые отцы особенно заостряют внимание на этом грехе, ведь все мы помним, до чего дошли отношения Каина и Авеля. Брат восстал на брата и исход был печальным.

Святитель Тихон Задонский:

От гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба приводит к самому неблагополучному концу.
Святитель Тихон Задонский
Святитель Тихон Задонский

Бывают разные в жизни случаи и мы порой даже не замечаем свой завистливый взгляд, даже в самых простых бытовых повседневных делах. Вот, например: у соседа картошка крупнее, а моя не такая уродилась, мелкая... Да и мысль на ум приходит: а может, он слово какое знает, а вот у него место лучше, где сажает, а мне все худшее достается... И понеслось.

Святитель Иоанн Златоуст вразумляет нас такими словами:

Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда завистник покоен и весел, почитая чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием, и ищет не того, что ему могло бы быть приятно, но того, что ближнего может опечалить.

Или иначе случается в жизни. Вот, го́ре случилось у соседа, мороз побил помидоры... А у меня-то нет. И ходим улыбаемся, радостные! А мои-то целые. Как же хорошо, у него все померзло. Тут вдруг и сосед подходит расстроенный, просит 10 корешков хотя бы дать. У нас их много, хорошо поделиться бы с ним... А нет. Говорим: что мне и самому не хватит, может, да и опять у тебя померзнут. Вместо того, чтобы помочь и подсказать что сделать, и жадность уже проявляется. А ведь потом на помойку от избытка понесем сгнившие помидоры, так и поделившись ни с кем. И такое случается, увы.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

Завистливый только то имеет в виду, как бы удовлетворить своему желанию; и хотя бы пришлось ему подвергнуться наказанию или смерти — он остается преданным одной своей страсти. Зависть — страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От нее же страсть к славе и накоплению; от нее властолюбие и гордость.
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

И случаев подобных много. А по работе сколько бывает... Один сделал больше, премию дали, а мне нет... Я вот тоже трудился, но не столько сделал! Ах, несправедливо, я тоже ведь работаю! Не подойдем не поздравим и не скажем, как хорошо. А если и скажем... Будет ли от души, когда внутри кипит зависть?

Преподобный Ефрем Сирин наставляет:

Завистливый никогда не радуется успеху другого. Если видит вознерадевшего о деле, не побудит, а скорее наставит его на худое.

В храме, порой, случается, что и своих считаем врагами, спеша скорее получить просфору от священника. А если не успеем или увидим, как батюшка кому-то ее даёт, то скажем: - Вот ещё! Что он святее всех? - подразумевая и восхваляя свое величие. Мол, мне положено! Хоть и сами себе в том не признаемся. С чего такие мысли, если в нас нет зависти? А с того, что она есть и разъедает нас медленно, но верно, ведя к краю пропасти.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что

... завистливый живет в непрерывной смерти, всех считает своими врагами, даже и тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу, радуется тому, чему радуется диавол.

Бывает и дома конкуренция не здоровая: свекровь и сноха, теща и зять... Многое можно привести в пример, да ведь и так каждый знает, что он сам делает. Зависть тем и страшна, что она приносит такой раздор, несчастия и не любовь в жизнь каждого из нас. А главное это то, что трудно бывает в этом себе признаться, чаще видим только ее в других.

Авва Исайя даёт следующий совет:

Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы и что как честь, так и бесчестие ближнего нам с ним общие, и успокоишься.

Преподобный Максим Исповедник говорит:

Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится.

И, конечно, надобно помнить нам то, о чем говорит Святитель Иоанн Златоуст:

Завистник идет против Бога, а не против того, кому он завидует.
Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в Церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду.

Преподобный Симеон Новый Богослов особенно подчеркивает:

Лоно Авраамово
Лоно Авраамово
Где зависть, там живет и отец зависти, диавол, а не Бог любви.

Корень этого греха, конечно многим известен и это гордость. Об этом очень ясно пишет Святитель Тихон Задонский:

Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» (1 Цар. 18:8). Поэтому и начал гнать неповинного.

Будем внимательнее следить за собой и исправляться, чтобы в будущей жизни быть со Христом и святыми Его!

Хороший совет в борьбе с этим грехом даёт Святитель Иоанн Златоуст:

Такова зависть: она идет против собственного блага, и завистливый лучше решится терпеть тысячу бедствий, чем видеть ближнего прославляемым. Хотя бы ты подавал милостыни, хотя бы вел трезвую жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату своему. Завистник и на человека, самого благорасположенного к нему, смотрит как на врага. Так что плачь и стенай, рыдай и моли Бога; научись относиться к зависти как к тяжкому греху и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга.

И не будем забывать, что есть ещё и молчаливая зависть. Вроде мы не проявляем ее, всем улыбаемся, а в душе́ что?

Кратко об исходе такой молчаливой зависти поучает Преподобный Ефрем Сирин:

Безмолвная зависть может стать стрелою.

Дай Бог нам всем сил и помощи Божией, пристального внимания к себе и своим поступкам в делах спасении души.

Больше наставлений в следующем видеосюжете:

Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!

Читайте так же полезные статьи:

Житие Феодосии Скопинской

"В последние времена будут спасаться скорбями..." - из записок старца

Как избавиться от блудной брани? (рассказывает старец)

5 советов известных старцев: осторожность в словах не помешает

"Сейчас старцев нет, а есть опытные старички" - сказал отец Иоанн

Она не жаловалась на тяжкую жизнь, как мы сейчас! А ей было так нелегко!

Ей явилась Матерь Божья и сказала: «Принимай всех!»

"Пусть о нас говорят плохо, а мы постараемся делать хорошо" - лучший совет от старца

"После этого с вами никакая беда не случится" - старцы глинской пустыни дают советы

Кто такие жены-мироносицы?

И многое другое на нашем канале!

ПОДПИШИСЬ