Запад Подмосковья для Негодяя во многом остаётся белым пятном - уже потому, что находится в прямо противоположной от его родного Жуковского стороне от Москвы. Тем не менее, иногда мне удаётся выбраться и туда - например, в Новый Иерусалим.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истра возник как личный мегапроект самого амбициозного из патриархов московских и всея Руси - Никона. Идея заиметь свой собственный Иерусалим "здорового человека", без турок и прочих иноверцев, просто не могла не появиться в единственном уцелевшем православном царстве - ещё Борис Годунов мечтал выстроить в Кремле "святая святых". Но реализовать её выпало именно Никону, который запускал обе руки в политику не хуже своего современника Мазарини и которому Симеон Полоцкий и вовсе предлагал титул "православного папы".
Строительство "нашего правильного" Иерусалима началось в пиковом для Никона 1656 году, когда достопамятный Московский собор предал анафеме противников троеперстного крещения и прочих богослужебных новаций нового патриарха, тем самым дав старт расколу. Именно тогда были заложены Воскресенский собор и другие основные объекты. Название "Новый Иерусалим", что любопытно, придумал сам царь Алексей Михайлович, когда Никон привёз его знакомиться с объектом. Впахивали на стройке века монастырские крестьяне, по поводу чего немало язвили памфлетисты-староверы:
«Простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим», - писал один из раскольничьих идеологов, дьякон Феодор.
Но после опалы Никона в 1666 году в строительстве возник перерыв, и Иерусалим доделывали уже при следующих государях - Фёдоре Алексеевиче и Софье. К концу века ансамбль монастыря был уже готов, а село Воскресенское, купленное когда-то Никоном, выросло в городок, в 1930 году переименованный в Истру.
Вход в Новый Иерусалим легко заметить - монастырь стоит практически на Волоколамском шоссе. Сложно сказать, пользовался ли главными воротами Господь, но для нас, грешных, проход свободен.
Кроме надвратной, в "городской" стене комплекса восемь башен. По часовой стрелке от ворот - Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Елизаветинская, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова и Дамасская. Примечательно, что достроены они были уже при молодом Петре, а иерусалимские названия получили ещё позже - Никон умер, но дело его жило.
В пространстве, которое защищают эти башни, однозначно доминирует Воскресенский собор - концептуальное ядро никоновского Иерусалима в натуральную величину, "ради него всё и писалось". В его проекте неукротимый патриарх как бы аккумулировал всю высшую святость далёкой Святой Земли - и место распятия, и память о Константине Великом.
Как видим, сходство между подмосковным и ближневосточным храмами хоть и есть, но довольно отдалённое. Почему так - предоставим слово Борису Акунину. Надо сказать, что вражеский ныне писатель продёрнул проект Нового Иерусалима убийственно чётко и по делу - хоть и не без стандартных интеллигентских типа умных пошлостей под Чаадаева:
А поскольку ни патриарх, ни его зодчие в Святой Земле отродясь не бывали, то черпали сведения с европейских картин, на которых Иерусалим изображался в виде фантастического златобашенного бурга готико-мавританского обличья. Как это по-русски, подумал Николас: материализовать заведомую европейскую химеру.
("Внеклассное чтение")
При этом "храм гроба Господня" неминуемо оброс местными фишками, которых в Иерусалиме однозначно не было. Прежде всего это - изразцы, которыми на соборе оформлены буквально все окна и карнизы и которые придают ему вид сказочной печки для поездок на сватовство к царевнам. Работали над ними такие асы-керамисты царско-боярской Руси, как Степан Полубес - несмотря на неблаголепное прозвище, его тогда звали оформлять добрую половину новых храмов столицы.
Интересно, что внутри убранство Воскресенского собора резко меняет стилистику. На смену старомосковской теремочности приходит барокко с колоннадами. Спасибо весёлой императрице Елисавет, много вложившей в перестройку собора - как многим роскошным женщинам, Елизавете Петровне было что замаливать.
Благо к воцарению Елизаветы необходимость в перестройке собора назрела - ещё в 1723 году из-за проседания грунта под никоновым суперхрамом обрушился купол, к счастью без жертв. Большей катастрофой для Воскресенского собора стала только Вторая мировая война, когда в 1941 году немцы его попросту взорвали. Полное восстановление комплекса закончилось только в 2019 году - успели почти аккурат к пришествию коронавируса.
На противоположном от кувуклии конце храма - "макет" другой святыни, подземного иерусалимского храма свв. Константина и Елены на месте обретения креста Господня.
В западной Елизаветинской башне собора есть и другой вход в монастырь. Рядом с ним - больничные и трапезные палаты. Трапезная действует и сегодня, но в выходные и праздники она так набивается народом, что Негодяй уже не сумел туда пробиться.
Если вы выйдете из Нового Иерусалима через этот выход, по пустырю мимо развалин кафе, то вскоре набредёте на ещё одну достопримечательность. В 1980-х годах при комплексе начали создавать музей подмосковного деревянного зодчества, но потом началось сами знаете что, и о проекте забыли. Деревянных зодчеств здесь всего три. И самое интересное из них, пожалуй, - усадьба Кокориных.
Основательная изба с каменным фундаментом попала сюда фактически из Москвы - Кокорины жили в деревне Выхино, где тогда ещё не было метро и Государственного университета управления. Этот дом был выстроен в 1840-х годах.
Дальше на север от музея и северо-запад от монастыря Негодяй набрёл на ещё одно никоновское место - скит 1650-х годов, который патриарх приготовил для себя.
Скит выглядит как боярский терем или городская усадьба в стиле национального модерна. Но не надо обманывать себя - Никон жил там "в житии жесточайшем". Хоть он был и из самой простой семьи, в патриархи выбился не для того, чтобы ни в чём себе не отказывать. В 1681 году, после опалы и ссылки, экс-глава РПЦ выпросил у своего ученика - нового царя Фёдора Алексеевича - разрешения провести в этом скиту остаток жизни. Но в Новый Иерусалим Никон приехал уже в гробу - зато остался в своём детище навсегда, будучи похороненным в приделе собора.
Советская власть, как это часто бывало, сделала из Нового Иерусалима историко-художественный музей. Но в 2014 году он переехал из монастырских сооружений за реку Истру (Иордан, хех) - в новый похожий на курган мощный хайтековый комплекс, по размерам ничуть не уступающий обители.
Здесь собрана обширная коллекция самых разнообразных искусств из окрестных церквей и усадеб - музей когда-то даже свою археологическую экспедицию имел. А главным хитом экспозиции следует признать портрет... Да-да, вы угадали. Патриарха Никона. Причём прижизненный!
Эта картина была написана в 1660-е годы, когда персонаж ещё был в силе, и смотрится вполне на уровне европейских живописцев тех лет. На днях Негодяй видел в Государственном Историческом музее польские картины примерно той же эпохи - и они выглядят более средневеково, чем вот такая вот "парсуна".
Дальше мой блог поведёт вас далеко-далёко за пределы не то что Московской области, но и Северного полярного круга! До новых встреч с Негодяем в Арктике!