Мэтью Грегори Льюис «Монах»
19-летний англичанин Мэтью Грегори Льюис (Matthew Gregory Lewis, 1775–1818), молодой писатель круга Байрона и Мэри Шелли, вошел, а точнее ворвался в мировую литературу, со скандалом, в обстоятельствах неординарных и пугающих.
Льюис создал великое произведение готической литературы, оказавшее прямое влияние на Гофмана, Радклиф, Метьюрина. Оно было написано в переходную и смутную литературную, как, впрочем, и историческую эпоху, и повлекло за собой длинные дебаты о своей культурно-моральной ценности.
До сих пор считаете, что готическая классика скучна и скромна?
Пора познакомиться с «Монахом» Льюиса!
Книга, которую в 20-м веке иногда называли испанским готическим ужасом, представляет собой свободную литературную эстетику синтеза времени, тайн, страха, грехопадения и навязчивых мыслей...
Мрачный, исполненный мистического ужаса роман о испанском монахе Амбросио, который оказывается не в силах противостоять страсти к красавице Матильде. Вот только под видом девушки к монаху является коварный демон, посланный самим Сатаной, чтобы превратить его в великого грешника.
Убийства, старинные испанские монастыри, замки с привидениями - все это объединилось и воплотилось в романе «Монах».
Готический роман - во всем его трагическом великолепии, со всеми его истинно литературными чертами. Роман причудливый, притягательный, смелый, завораживающий - читающийся с неослабевающим интересом и в наши дни.
Тучи на горизонте
Роман написан всего за 10 недель и впервые напечатан в 1796 году.
23 сентября 1794 г. Льюис пишет своей матери письмо, в котором сообщает, что за десять недель создал роман в триста или четыреста страниц.
«Он называется "Монах", и сам я доволен им, так что, если книгопродавцы не захотят купить, я издам его сам».
1796 г. ознаменовал выход первого тиража, который повлёк за собой ещё один. Роман разошёлся с успехом. В 1797 г. издатель сообщает Льюису о намерении выпустить третий дополнительный тираж, публика читает роман с удовольствием. Первые печатные отклики на роман нейтральные.
Гроза начинается
Февраль 1797 года. Анонимная статья в «Критическим обозрении» разгромила роман в пух и прах. Критик не признавал в авторе «Монаха» дарование и писательское мастерство. Историю Амбросио и демонической обольстительницы Матильды он находил «истинно страшной». Общий приговор книге был беспощаден: вся рассказанная в ней история неестественна и неправдоподобна; наказание Амбросио не несет в себе нравственной истины, ибо искушает его дьявольская сила; сочинитель книги лишен вкуса и знания человеческого сердца. Самыми тяжелыми были обвинения в эротизме, доходящем до порнографии, в кощунстве, в плагиате, в дилетантизме, в графоманстве.
Гроза
Третий тираж книги, выпущенный с добавлением знаменательной аббревиатуры Ч. П. (член парламента, коим был Льюис), заставило критиков очнуться, прочесть книгу, взяться за перо и обрушить на литератора-парламентария ещё один шквал нападок вплоть до обвинений в аморализме и даже святотатстве. Вышел знатный скандал.
Критическая кампания обескуражила и напугала Льюиса настолько, что в четвертом издании (1798 г.) он убрал некоторые описания эротических сцен и пресловутый «библейский» эпизод. Более того, он даже изменил название романа: с «Монах» на «Амбросио или Монах»
Несмотря на резкие отзывы, роман продолжал издаваться огромными тиражами, публика была в восторге. Новаторский для своего времени, Льюис вдохновлял авторов «первой волны» готической литературы на создание известнейших произведений. Среди них: «Ватек»; «Мельмот Скиталец»; «Эликсир Сатаны»; «Майорат».
Средневековой хоррор, порочащий священнослужителей или гениальный готический роман? Решать вам!