Легендарный женский полк бомбардировщиц в годы Великой Отечественной войны называли ночными ведьмами, так незаметно и эффективно они наносили удары по вражеским позициям. В материале «Ямал-Медиа» вспоминаем о подвигах советских летчиц.
У войны женское лицо
С начала войны руководство страны получало много писем от девушек — летчиц аэроклубов, летных школ и транспортной авиации, которые просили отправить их на фронт наравне с мужчинами. Среди них была известный штурман Марина Раскова, именно ей принадлежала идея создать женский авиаполк. Руководство отказывало, но к осени 1941-го Расковой удалось добиться своего.
Ее назначили ответственной за отбор кандидаток. 588-й ночной легкобомбардировочный полк формировали в городе Энгельс Саратовской области. В 1943-м полк получил почетное звание и был переименовал в 46-й гвардейский.
Полк состоял полностью из молодых женщин не старше 25 лет: летчиц, штурманов, механиков. Были в полку студентки Московского университета и других вузов. Они пожертвовали своей тягой к науке, чтобы помочь родной стране. Студентки создавали в полку особую атмосферу: в перерывах между боевыми вылетами девушки говорили о литературе и философии, писали стихи.
Казалось невозможным в такое время учить историю, физику или математику. Нужно было быть в окопах на передовой
из книги Ирины Ракобольской и Натальи Кравцовой (Меклин) «Нас называли ночными ведьмами»
Женщины прошли ускоренный курс подготовки и в начале июня 1942 года начали совершать боевые вылеты. В первый же полет пришлось рисковать: противник заметил три самолета и обстрелял их из зениток. Двум экипажам удалось уклониться от огня, третьему не повезло — двух девушек смертельно ранили.
Источник фото: picryl.com
Ночные ведьмы
Женщины летали на двухместных самолетах По-2 (Поликарпов-2), которые начали выпускаться в 1920-х. Бипланы не были приспособлены к ведению боевой деятельности: бомбы привязывали под крылья, а из-за отсутствия брони легкий лайнер был уязвим даже для пистолетных выстрелов.
Но были и преимущества, которыми летчицы активно пользовались. По-2 летал низко и был практически неуязвим для радаров. Подлетая к немецким укреплениям, военным базам и складам, бомбардировщицы заглушали моторы и бесшумно планировали к цели. Противник слышал только легкий шорох, напоминавший звук метлы. За это женщин прозвали ночными ведьмами.
Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, — небесными созданиями. <…> Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина
из книги Ирины Ракобольской и Натальи Кравцовой (Меклин) «Нас называли ночными ведьмами»
За время войны летчицы совершили более 23 тысяч боевых вылетов, сбросили более трех тысяч тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов. Кроме того, женщины выполнили 155 поставок продовольствия и боеприпасов советским солдатам.
Источник фото: picryl.com
Героизм, профессионализм и любовь к родине
Эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с ФАН выразил мнение, что летчицы порой выполняли задачи, превосходившие по сложности те, которые поручали мужчинам.
Наши летчицы прославились прежде всего своим героизмом, профессионализмом, любовью к родине и к своему делу. Все-таки летчик, который выполняет поставленные задачи, прежде всего профессионал высокого уровня. Когда ты находишься в небе, ты находишься со своей любимой машиной, но против тебя земное притяжение, ненадежность двигателя, неправильные расчеты. Против тебя все, ты должен только суметь все победить, тогда ты становишься героем
Андрей Кошкинэксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова
Члены полка Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин), описали подвиги женщин в книге «Нас называли ночными ведьмами». После завершения войны Ракобольская, которая бросила учебу на физическом факультете МГУ, вернулась к занятиям. Она получила степень доктора физических наук и работала профессором Московского университета. У Ракобольской около 300 научных работ, среди них учебник по ядерной физике и шесть монографий.
Наталья Кравцова после войны стала писательницей. Она окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчицей в Минобороны СССР, с 1972 года стала членом Союза писателей. Ее сборник повестей «Вернись из полета!» был удостоен медали имени Фадеева.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».