Две такие разные книги, но в то же время похожие: обе о ЧТЕНИИ, о всепобеждающей силе слова.
Дженнифер Доннели "Северный свет"
Вроде самое обычное произведение: и идея, и ее реализация совсем не выдающиеся, но чем-то - скорее всего, стилем, неспешным повествованием - книга зацепила. Я не читала лихорадочно: не возникало желания быстрее узнать, чем дело повернется, но и желания бросить, не дочитав, не возникло ни разу.
Начало 20 века. Небольшой городок. Фермерские хозяйства. Многодетная семья, потерявшая мать. Старшая Матильда до болезни матери мечтала учиться, стать писателем. Летом она подрабатывает в отеле «Гленмора», "лучшем отеле на всем Большом Лосином озере".
Завязка действия - смерть девушки-постоялицы, труп которой выловили из озера. У Мэтти остаются письма Грейс, в которых - история ее любви, история, которая привела ее к гибели.
"Вот сейчас мне бы найти слово, обозначающее то чувство – холодное неприятное ощущение глубоко внутри, которое появляется, когда знаешь: происходит что-то такое, что изменит тебя целиком, и ты этого не хочешь, но ничего не можешь поделать. И ты понимаешь, в первый раз в жизни, в самый первый раз, что отныне появятся до того и после, было и будет".
Письма эти, как и вся история Грейс в целом, убеждают Матильду: мечты, даже самые смелые, должны исполняться, а слова, какими бы опасными они ни были, - способ донести до людей правду. Матильда по-настоящему чувствует слова: слышит их и понимает.
"Как же называется это чувство? Когда знание, страх и утрата смешиваются воедино? Страхомудрость? Ужаснознание? Крушеверие?"
А еще она понимает людей, видит, на что они способны, какими могут стать, если будут развиваться. Замечательное качество для будущего писателя. А Мэтти, без сомнения, станет писателем, недаром книга написана от первого лица.
Каждая глава называется каким-то определенным словом, которое героиня вычитывает в словаре - единственная дорогая вещь, оставшаяся от матери. Слово неизменно становится "словом дня" и не только отражает происходящее в жизни семьи, но и становится чуть ли не идеей главы.
"Слово дня мне выпало дурацкое – «безе», – поэтому я решила выбрать другое слово с той же страницы: безотрадность. Это грусть, печаль, скорбь и отсутствие радости".
Безотрадность - это не столько потеря дома; мама Уивера плачет не поэтому. Ее беспокоит, что поджигатели отобрали сначала деньги, которые откладывались сыну на будущую учебу.
Безотрадность - это невозможность дать ребенку образования.
В этом плане очень верная книга.
И все-таки не могу сказать, что роман мне понравился. Читала и думала: как по-разному одна и та же реальная история может повлиять на литературу. Произошедшее с Грейс Браун легло в основу "Американской трагедии" Драйзера, где раскрывается цена успеха и предательства, и "Северного света" Доннели, где утверждается вера в свои силы и справедливость. Правда, вот Доннели точно не Драйзер.
Второй роман о роли книги - Маделин Мартин "Последняя книжная лавка в Лондоне".
Лондон. Начало второй мировой. Две близкие подруги приезжают в столицу из глубинки в надежде, что войны все-таки не будет. У одной есть рекомендации, поэтому она попадает на хорошую работу в универмаг. А вот Грейс без рекомендаций, поэтому подруга матери устраивает ее в запущенный книжный магазинчик, хозяин которого мистер Эванс - типаж Диккенса.
Несмотря на начавшуюся войну, описание бомбежек и смертей, роман получился какой-то "причесанный". Даже не детский - просто совсем наивный. Единственное безусловное достоинство - отношение к книге.
Война не предполагает отказа от чтения, напротив. Ведь выдуманные персонажи и перипетии их судеб - прекрасный способ отвлечься. Грейс преображает книжную лавку, заманивая людей незамысловатой рекламой:
"Используйте чтение как средство лечения от войны, отправившись навстречу приключениям".
Открыв для себя мир книг, она радушно делится им с окружающими, читая вслух во время бомбежки. И вот уже люди приходят в магазин, чтобы послушать продолжение, если не было объявления о воздушной тревоге.
Любовь к чтению пронизывает весь роман.
"Что больше всего вам нравится в чтении? ... довольно трудный вопрос. Все равно что попросить описать все цвета во вращающемся калейдоскопе. ... Чтение - это путешествие куда-то даже без необходимости садиться на поезд или корабль. Открытие новых невероятных миров. Это жизнь другая, не твоя. Это возможность увидеть жизнь под углом зрения другого человека. Это приобретение знаний без необходимости сталкиваться с последствиями неудач и получение информации о том, как лучше всего добиться успеха".
Роман Маделин Мартин не стоит читать как произведение о войне. Нет. Это книга о книгах. Об их роли в нашей судьбе, об их влиянии на нас, ведь они "в сто раз опаснее оружия".
Что такое по сути книги?
Наша жизнь.
"В книгах были жизнь и смерть. Семьи и друзья, любовники и враги. Радость и отчаяние, ревность, зависть, безумие, гнев. В них все" (Дженнифер Доннели)