Найти тему
Журнал МУЗилка

«Песни победы» Василия Соловьева-Седого: истории 7-ми известных композиций

Подборка к Дню победы в год 115-летия со дня рождения композитора

В дни праздника Победы мы традиционно вспоминаем легендарные песни о Великой отечественной войне, по телевизору транслируются концерты. Ни один из них не обходится без произведений советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого – одного из самых известных и плодовитых авторов середины XX столетия. Многие свои знаменитые творения он создал в 40-х годах, во время Великой Отечественной или сразу после её окончания. Эти произведения вошли в золотой фонд советской песни и наряду с «Подмосковными вечерами», написанными уже в 1955-м в соавторстве с Михаилом Матусовским, в историческом масштабе остаются, пожалуй, наиболее известным пластом песенного наследия Василия Павловича.

Текущий 2022 год для композитора юбилейный. Исполнилось 115 лет со дня его рождения. Представитель ленинградской композиторской школы появился на свет ещё имперской столице, Санкт-Петербурге, 25 апреля 1907 года.

Василий Павлович Соловьев-Седой непосредственного участия в военных действиях не принимал, в годы войны часть времени он прожил в эвакуации, в городе Оренбурге, который тогда назывался Энгельсом. Доводилось ему ездить и на фронт – вместе с созданной им театральной бригадой «Ястребок». Каждый, вне зависимости от профессии и рода занятий вносил свой посильный вклад в победу. Надо ли говорить, что песня на войне имела огромное значение и стала главным оружием Соловьева-Седого. По данным источникам за годы войны он написал в общей сложности 70 песен. В этом обзоре представлены лишь самые известные, также в подборку вошли несколько послевоенных произведений.

«Вечер на рейде»

Ст. А. Чуркин, исп. В. Нечаев и В. Бунчиков, Е. Флакс, А. Розум и А. Александрович и многие другие.

«Споёмте друзья, ведь завтра в поход», «Прощай любимый город, уходим завтра в море», - по этим строкам поэта Александра Чуркина популярная песня военных лет молниеносно узнаётся слушателями разных поколений. Эти слова из тех, что как говорится, сидят в подкорке. Официальное название композиции – «Вечер на рейде».

Исполнение В. Нечаева и В. Бунчикова.

Родилась она в первые месяцы войны, в августе 1941, в родном городе композитора – Ленинграде. Блокада ещё не началась, фронт стремительно приближался к северной столице, Соловьев-Седой не хотел покидать город до последнего.

Встреча соавторов состоялась в порту. В один из августовских дней был объявлен субботник, Соловьев-Седой и Чуркин вместе с группой представителей творческих профессий отправились работать на погрузку бревен. Под конец работ с одного из стоящих в порту кораблей донеслись звуки баяна. Атмосфера вечера в ленинградском порту и вдохновила композитора.

«У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись домой из порта, я сел сочинять эту песню».
Из воспоминаний В. Соловьева-Седого.

Идеей композитор поделился с поэтом Чуркиным, описав ему содержание и размер зарождавшейся мелодии.

Три куплета будущей «нетленки» родились на следующий день. Спустя несколько дней Соловьев-Седой закончил работу над музыкой, позвонил соавтору и пригласил его домой – необходимо было дописать припев.

Кто был первым исполнителем песни – доподлинно неизвестно. В ленинградском Союзе композиторов, куда авторы представили готовое произведение, коллеги раскритиковали композицию как упадническую и не способствующую поднятию боевого духа. Накануне блокады поэт и композитор разъехались в эвакуацию в разные уголки страны. О судьбе своей песни на родине автор ничего не знал, есть сведения, что в Ленинграде она была известна и исполнялась в военные годы. Одно из ранних известных исполнений принадлежит ленинградскому певцу Ефрему Флаксу.

Сам композитор вспоминал, как однажды он выступал с ансамблем «Ястребок» на Калининском фронте, и, исполняя просьбу солдат «исполнить что-то душевное», запел «Вечер на рейде». Композитору стали подпевать, а значит песня была уже популярна.

С этой песней соприкасались многие ведущие певцы середины 20-го столетие. Одним из классических считается дуэт Владимира Нечаева и Владимира Бунчикова, чей вариант был представлен выше. Дуэтом «Вечер на рейде» также исполняли Александр Розум и Анатолий Александрóвич.

В разные годы её неоднократно исполняли солисты ансамбля Александрова и многие другие артисты.

В современную эпоху её поют регулярно разные артисты. Олег Погудин исполнял это произведение дуэтом с известными петербужцами - актером Евгением Дятловым и солистом группы "Секрет" Максимом Леонидовым.

«На солнечной поляночке» («Тальяночка»)

Ст. А. Фатьянова, исп. Е. Флакс, Г. Виноградов, В. Золотухин

Если «Вечер на рейде» сочли слишком минорной для поднятия боевого духа солдат, то стихотворение «На солнечной поляночке» выдающегося поэта-фронтовика Алексея Фатьянова, напротив, критиковали за легкомысленность, неподобающую военному времени. В народе разухабистую композицию с музыкой Соловьева-Седого полюбили и окрестили «Тальяночкой» по самому яркому образу:

«Играй, играй, рассказывай, тальяночка сама, о том, как черноглазая свела с ума»

С Алексеем Фатьяновым Соловьев-Седой познакомился в оккупации в Оренбурге. Поэт и композитор «сработались».

«Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь»,

- так Соловьев-Седой отзывался о Фатьянове, вспоминая их первую встречу

На третий день после знакомства Фатьянов показал композитору своё стихотворение «На солнечной поляночке», написанное на листе из амбарной книги. Композитору оно очень понравилось, «обескуражило», как выразился сам Василий Павлович.

«Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом»

- вспоминал Василий Соловьев-Седой.

Текст Фатьянова публиковался в областной газете «За родину». К тому моменту, когда стихи попали к Соловьеву-Седому, на них уже была написана музыка в ритме вальса. Но она композитора не устроила, и в 1943 году он написал свой музыкальный вариант с «озорным, плясовым припевом», и именно в этом виде песня вошла в историю.

Изначально Соловьев-Седой писал песню для тенорового голоса, однако обретение песней широкой популярности сам композитор связывает с исполнением обладателя баса, его земляка Ефрема Флакса.

В 1947-м году «Тальяночку» записал Георгий Виноградов.

Из более поздних советских исполнений многим памятен вариант актера Валерия Золотухина.

«Соловьи»

Ст. А. Фатьянов, исп. Г. Виноградов и В. Бунчиков, М. Михайлов, А. Днишев и другие.

В конце 1944 года Соловьев-Седой и Фатьянов встретились в Москве. Композитор работал над опереттой «Верный друг». Поэт-фронтовик за боевые заслуги получил десятидневный отпуск. Авторы поселились в одной гостинице. Фатьянов постучался в номер к композитору, показал ему два своих стихотворения, написанных на фронте. «Соловьи» родились прямо в гостинице. В дальнейшем Соловьев-Седой включил песню в оперетту «Верный друг». Новорожденную песню авторы представили персоналу и постояльцам на импровизированном концерте, в числе слушателей оказался некий генерал по фамилии Соколов, с его подачи были внесены некоторые изменения в текст

«Пусть ребята немного поспят», -

так было написано в оригинале у Фатьянова. Соколов высказал предложения заменить ребят на солдат.

Премьера оперетты состоялась в 1945 году, «Соловьи» звучат в третьем действии. На эстраде первенство в исполнении этой песни источники отдают, по разным данным, Михаилу Михайлову или дуэту Георгия Виноградова и Владимира Бунчикова

В дальнейшем её исполняли Алибек Днишев, Иван Суржиков и другие певцы.

«Соловьи» звучали в исполнении супружеского и творческого дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.

"Давно мы дома не были"

Ст. А. Фатьянова, исп. Е. Флакс, В. Нечаев и В. Бунчиков, О. Арефьева и другие.

Эта песня появилась буквально накануне Победы, в мае 1945 году. Уже сложившийся тандем авторов, Фатьянов и Соловьев-Седой вместе оказались в составе концертной бригады, которая направлялась в Кенигсберг к морякам Балтийского флота. Прямо в дороге у них и зародилась песня «Давно мы дома не были».

«Фатьянов импровизировал вслух стихи, а я мурлыкал под нос, разрабатывая мелодию песни. Делали мы это непрерывно на протяжении многих часов, чтобы не забыть ни мелодии, ни текста, так как записать то и другое было невозможно».
В. Соловьев-Седой.

В концертную бригаду входил и Ефрем Флакс, спевший многие хиты Соловьева-Седого. Песня «Давно мы дома не были» рождалась на глазах певца, ему довелось стать её первым исполнителем.

После войны песня вошла в состав сборника «Десять песен», изданного в издательстве «Музгиз» в 1946 году.

С измененным вариантом текста авторства Фатьянова песню исполнили Владимир Нечаев и Владимир Бунчиков, их версия стала широко популярна.

В XXI веке на композицию обратили внимание сразу несколько исполнителей, так или иначе ассоциирующихся с отечественной рок-музыкой.

В сборнике "Мы победим", выпущенном в 2006 году по инициативе Дмитрия Спирина, лидера группы "Тараканы", эту песню исполняет Ольга Арефьева.

Кавер-версии этой песни есть в репертуаре группы Пикник и Оттава-Е и других музыкантов.

«Не тревожь»

Ст. М. Исаковский, исп. К. Шульженко

Даже в войну в песенном творчестве оставалось место для любви. В начале 1944 года, когда перелом в войне уже произошел, победа забрезжила, Соловьеву-Седому, который целиком и полностью посвятил себя военной теме, стало приходить всё больше писем с просьбой «вернуться к лирике». Одно из посланий его убедило. Композитор обратился к стихотворению, которое некогда прислал ему поэт Михаил Исаковский – «Не тревожь ты себя, не тревожь». Василий Павлович сочинял песню специально для Клавдии Шульженко, предварительно показав певице стихи.

«Стихи очень понравились, и я согласилась, что они могут стать весёлой и лукавой песней. С волнением ожидала я новую песню Соловьёва-Седого», - вспоминала Клавдия Ивановна.

Композиция написана в вальсовом ритме, в стилистике бытового романа. Исполнительница охарактеризовала её, как «несколько необычную», благодаря музыке «лирическая составляющая» стихотворения подчеркивается и выходит на первый план.

«Пора в путь-дорогу»

Ст. С. Фогельсон, исп. актеры фильма «Небесный тихоход», Р. Сикора, ансамбль Александрова и другие.

В 1945 году режиссер Семен Тимошенко снял фильм «Небесный тихоход». Композитором выступил Василий Павлович Соловьев-Седой. Прозвучавшие в этом фильме песни прочно вошли в нашу жизнь. Ну кто же не помнит песенку про пилотов, которым «вечером, прямо скажем, делать нечего».

Стихи вышли из-под пера поэта Соломона Фогельсона. С композитором Соловьевым-Седым он был знаком с 1943 года. В конце войны поэт и композитор случайно встретились в центре северной столицы, на Невском проспекте. Соловьев-Седой как раз работал над музыкой к фильму и ему как раз недоставало одной песни. Композитор обратился к Фогельсону с просьбой написать стихи, пересказав обстоятельства и содержание картины.

Композитор кратко описал сцену, для которой нужна была песня:

«Действие происходит в лётной части. Нелётная погода, лётчики приходят к девушкам-лётчицам на блины. Здесь требуется шутливая песенка, для вечеринки». При этом Соловьёв-Седой добавил: «Я, правда, не могу ничего гарантировать, сами знаете, что такое кино, в последнюю минуту могут песню и вырезать. Давайте поедем ко мне, поработаем, набросок музыки у меня уже есть, поехали?»- так передает диалог с композитором Соломон Борисович. Сразу после той встречи авторы отправились домой к Соловьеву-Седому, песня была написана «по горячим следам».

В фильме она звучит в коллективном исполнении целой группы персонажей, за которых поют сами актеры.

Одной из первых вне контекста фильма эту песню исполнила Ружена Сикора, запись датирована 1946-м годом.

В тот же год она была записана солистом Ансамбля Александрова Олегом Разумовским, в дальнейшем исполнялась другими солистами.

Песня звучала из уст мэтров советской эстрады – Иосифа Кобзона и Эдуарда Хиля.

В разные годы её пели певцы и коллективы разного ранга и фактуры – от Александра Буйнова и Валерия Сюткина до группы «Дискотека Авария».

Нельзя не упомянуть и другую песню, написанную Соловьевым-Седым для этого фильма на стихи Алексея Фатьянова. Она не менее известна и буквально растаскана на цитаты:

«Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом», -

хит-фраза композиции стала «крылатым выражением».

Песня «Первым делом самолеты» была написана первой. Отъезд соавтора Фатьянова в Москву и побудил Соловьева-Седого воспользоваться случайной встречей с Фогельсоном для создания ещё одной композиции. Вот так и получилось, что песни разных поэтов прозвучали в одном фильме и очень часто вспоминаются в связке друг с другом.

«Где же вы теперь, друзья-однополчане»

Ст. А. Фатьянов, исп. К. Шульженко, Е. Флакс и другие.

Завершает обзор послевоенная песня на стихи Леонида Фатьянова. В строках сквозит отзвук недавней войны. «Где же Вы теперь, друзья-однополчане?» - задается вопросом лирический герой стихотворения. Композиция датируется 1947 или 1946-м годами. Создавалась авторами в рамках сюиты «Возвращение солдата», она также известна как песенный цикл под названием «Сказ о солдате».

«Где же Вы теперь, друзья однополчане» - пятая из шести композиций цикла, и, пожалуй, самая известная.

Песенный цикл целиком вошел в репертуар Клавдии Шульженко, она считается первой его исполнительницей.

Только песню «Друзья-однополчане» до Клавдии Ивановны спел Ефрем Флакс. Из воспоминаний композитора следует, что певец в некоторой степени поучаствовал в создании этого произведения.

Написав мелодию, Соловьев-Седой был не вполне доволен результатом. «Написанная в минорной тональности, песня получилась какой-то тоскливой, однообразной, кажется, что не рад солдат возвращению к мирному труду», - сетовал композитор.

Советом помог Ефрем Флакс, предложивший частично изменить тональность произведения.

«Флакс посоветовал переделать вторую половину куплета с отклонением в параллельный мажор»,

- рассказывал композитор.

Дважды, в 1943 и в 1947 годах Соловьев-Седой был удостоен Сталинской премии. В перечне произведений, за которые ему присудили столь престижную награду, в обоих случаях значились песни военных лет, в частности «Вечер на рейде», «Давно мы дома не были», «Пора в путь-дорогу».

Военный и послевоенный период творчества композитора станут наиболее яркими в его карьере, временем творческого рассвета и признания. А вот в конце жизни, в 70-х, «живой классик» окажется вычеркнут из музыкальной жизни, его песни пропадут из радиоэфира, записи будут пылиться на полках архивов, о композиторе будут говорить, что он исписался. Но, не смотря ни на что, его имя и его песни остались в истории, в памяти многих и многих поколений.

Время – самый лучший судья и всё расставляет на свои места. Многие песни Соловьева-Седого в тот период, когда они были созданы, подвергались критике или не воспринимались всерьёз. Те же «Подмосковные вечера» писались под заказ и считались проходной, тогда и сами авторы не могли представить, что эта композиция исторически станет одной из главных песен и самых известных песен на русском языке в мировом масштабе.

В огромном пласте отечественной песенной культуры, который часто именуют «песнями Победы», произведения Соловьева-Седого занимают важнейшее место, они продолжают звучать из года в год в исполнении артистов разных поколений и жанров.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

Если вам нравится контент канала, подписывайтесь на мою группу ВКонтакте, также приглашаю ознакомиться с моим параллельным проектом на Пульс.Мейл Канал "STAR-Ё" посвящен известным людям и образцам популярной культуры прошлых лет, там публикуются материалы не только о музыке, но и о кино и телевидении.