Сегодня вы узнаете, кто является лучшим продуктовым ритейлером в России. Сравнивать будем Fix Price, X5 Retail, Магнит, Лента и О`Кей.
Мы разберем фундаментальные показатели этих компаний и выясним, кто же из них лучше.
Как изменились предпочтения покупателей за последние 3 месяца?
Стал покупать больше, чем 3 месяца назад: фаворитом является Светофор (27%) – это жесткий дискаунтер, значит потребитель начал экономить (и, вероятно, это долгосрочная тенденция, так как, ВВП России будет падать);
Стал покупать меньше, чем 3 месяца назад: в антилидерах Лента и Окей (32% и 31%) по причине дорогих супермаркетов и гипермаркетов;
Сейчас перестал совершать там покупки: в антилидерах Дикси (7%), который входит в Магнит. Это связано со снижением качества сервиса (старое торговое оборудование, большие очереди на кассе, проблемы с актуальными ценниками);
Покупаю столько же, сколько и 3 месяца назад: в лидерах Магнит (64%), то есть, в этой сети самые лояльные покупатели. На 2-ом месте находится Пятерочка (60%), которая входит в X5 Retail.
Темпы роста выручки компаний (за 1 кв. 2022 года)
- Выручка Магнит выросла на 38% (такой высокий результат обеспечила покупка Дикси летом 2021 года, иначе рост составил бы 18,8%);
- Выручка Лента составила 23,4% (такой результат тоже за счет новых приобретений – сеть Семья и Billa);
- Выручка Fix Price выросла на 21%;
- Выручка X5 Retail выросла на 19%;
- Выручка Окей выросла на 9,3%.
Факторы роста (за 1 кв. 2022 года)
Рост торговой площади:
- Магнит – 21,4%;
- Fix Price – 17,7%;
- Лента – 16,4%;
- X5 Retail – 7,5%;
- Окей – 2,3%.
Вклад онлайн-продаж:
- Лента – 6,5% (причем, в структуре продаж Ленты онлайн-бизнес занимает менее 10%);
- X5 Retail – 1,6%;
- Окей – 1,5%;
- Fix Price – 0%;
- Магнит – н/д.
LFL-продажи (увеличение продаж без учета открытия новых точек):
- Магнит – 12%;
- X5 Retail – 11,7%;
- Fix Price – 11,6%;
- Лента – 7,8%;
- Окей – 4,6%.
LFL-трафик (рост количества людей, посещающих магазин):
- X5 Retail – 3,7%;
- Магнит – 0,8%;
- Fix Price – -0,3%;
- Лента – -1,4%;
- Окей – -1,7%.
Такие показатели говорят о том, что потребители предпочитают магазины у дома, а именно лидеров рынка: X5 и Магнит.
Выручка с 1 кв. метра:
- Окей – 85 000 руб. Для гипермаркетов характерна более высокая выручка с кв. метра, но в данном случае значительный вклад вносит сеть дискаунтеров "ДА", которая входит в периметр группы. Выручка (без онлайн) составляет рекордные 108 000 руб;
- Лента – 81 000 руб;
- Fix Price – 70 000 руб;
- X5 Retail – 67 000 руб;
- Магнит – 60 000 руб.
Рост онлайн-бизнеса:
- Лента – 54,1%;
- Магнит – 53,3%. Магнит и Лента оказались в лидерах за счет низкой базы;
- X5 Retail – 15,8%. В абсолютных числах является лидером по объему онлайн-продаж. Так как, он уже имеет большую базу, темпы роста гораздо ниже, чем у конкурентов.
- Окей – -2,8%.
Долговая нагрузка
Долговую нагрузку будем оценивать через показатель Чистый долг/Ebitda.
Ebitda – прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.
- Лента – 1,8;
- Окей – 1,8;
- Магнит – 1,6;
- X5 Retail – 1,7;
- Fix Price – 0,53.
Самая лучшая ситуация у Fix Price, самая высокая долговая нагрузка – у Ленты и Окей.
Оценка по годовой прибыли (P/E)
- Магнит оценивается в 10,5 годовых прибылей;
- X5 Retail – в 7,5;
- Fix Price – в 14,2;
- Лента – в 6,6;
- Окей – в 32 (прибыль была очень маленькая).
Оценка по годовой выручке (P/S)
- Магнит – 0,24.
- X5 Retail – 0,12;
- Fix Price – 0,24;
- Лента – 0,15;
- Окей – 0,04.
Fix Price является самой дорогой (ведь это растущая сеть, которая имеет хорошие перспективы).
Выводы
На данный момент, лидером является Магнит, хоть и многие показатели у него схожи с X5 Retail.
При этом, для Х5 плюсом является то, что он сейчас торгуется дешевле, чем Магнит. Но у него есть существенная проблема – это нидерландская регистрация, которая препятствует выплатам дивидендов (ну и опасность двойного налогообложения этих дивидендов).
Конечно, мы знаем, что Магнит отменил дивиденды за 2021 год, но у него хотя бы есть еще возможность их выплачивать.
Но даже, несмотря, на эти проблемы, X5 Retail занимает у нас 2 место за счет качественного бизнеса с отличным менеджментом.
На 3-ем месте – Fix Price, так как, это растущая компания и имеет высокую маржинальность. Из минусов – она сейчас очень дорого торгуется.
На 4-ом месте – Окей, на 5-ом – Лента. У данных ритейлеров преобладающую роль выручки занимают стагнирующие гипермаркеты. Окей выглядит немного предпочтительнее за счет своего жесткого диска унтера "ДА", который в текущих условиях показывает отличную динамику.
В целом, компании продуктовых ритейлеров могут оказаться хорошей защитной историей для инвесторов в текущей ситуации.
Сейчас наблюдается высокая неопределенность с другими сегментами российской экономики, которые могут попасть под различные санкции. Но в продуктовые магазины мы ходить не перестанем.
Также, если у нас будет высокая инфляция, ритейлеры могут переложить ее на своих потребителей и пострадать меньше, чем остальные.
На сегодня все, спасибо за внимание!
Ставьте палец 👍 если статья была полезна для Вас. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующих статей.