Что происходит в российском кинопрокате рассказала операционный директор «Мори Синема» Анна Титова.
Кинопрокат, после двухлетней эпопеи с пандемией едва начал восстанавливаться, заработав в полную силу. Однако, в марте все крупные голливудские студии прекратили показ фильмов на территории России. Киносети тут же почувствовали это на себе, став одной из пострадавших от введения санкций отраслью. О том, как это отразилась на кинотеатрах и о реальном положении дел в индустрии рассказала операционный директор сети «Мори Синема» Анна Титова.
Сейчас много противоречивых мнений о том, что происходит с кинотеатрами. Расскажите, с чем это связано и что на самом деле происходит?
Да, мнений действительно много, и они зачастую диаметрально противоположные. И в таких ситуациях самый верный вариант – это обратиться к цифрам.
На первое марта в России действовало 2 159 кинотеатра (5 700 кинозалов). К 5 апреля количество работающих залов сократилось на 24.7%, к 18 апреля на 31.5%. По предварительным прогнозам, падение оборотов в мае, если ситуация не изменится, составит более 90%. Эта статистика показывает, насколько печальная ситуация сложилась на рынке кинопоказа.
Получается, что кинотеатры зарабатывали только на голливудском кино?
Конечно нет. Но доля Голливуда действительно очень высокая. Только 25.6% всего контента, транслируемого в кинотеатрах, является российского производства. Весь оборот кинотеатров в 2021 году составил 40,334 млрд рублей, и из них только 10,325 млрд рублей собрали российские фильмы. Ситуация в отрасли усугубляется тем, что традиционно лето – это сезон выхода именно голливудских блокбастеров, когда их доля в общем киноконтенте доходит до 97%, российские же крупные релизы выходят традиционно осенью, а самые сильные лишь к Новому году.
Надо признать, что на сегодня качественных российских фильмов, способных собрать необходимую для нормальной работы кинотеатров кассу, в целом в году выходит не очень много. При полном отсутствии голливудских блокбастеров этого количества явно недостаточно. Если опять же обратиться к цифрам, то в 21 году вышло только 153 российских фильма из общего количества 525 показанных лент в кинотеатрах.
По нашему мнению, нужно минимум год, чтобы заменить иностранное кино качественными российскими картинами, интересными массовому зрителю.
Возникает логичный вопрос: сколько времени в непростой ситуации смогут еще просуществовать кинотеатры? Насколько хватит резервов?
В нашей сети все наши резервы ушли еще в пандемию. Четыре 4 месяца полного простоя, а в некоторых кинотеатрах и до 7 месяцев, проведение антиковидных мероприятий, требуемых Роспортебнадзором, истощили все наши подушки безопасности. Субсидии, выделенные государством, помогли, но не покрыли ущерб даже от одного месяца простоя. Поэтому речь уже идет о 2-3 месяцах и мы начнем закрывать кинотеатры, возможно раньше.
Если говорить о кинопрокате в России в целом, то закрытие кинотеатров приведет к гибели всей отрасли. Кинотеатр 50% всей прибыли отдает правообладателям. Именно на эти деньги снимается новое большое российское кино. Помимо этого, на создание фильмов из бюджета государства каждый год выделяются огромные деньги, которые невозможно будет вернуть без кинотеатрального проката.
Кроме того, киноотрасль сегодня – это 55 000 рабочих мест (кинотеатры и производство), и закрытие кинотеатров приведет к существенному сокращению этих рабочих мест.
А восстановление целой отрасли с нуля потребует большого времени и значительно больших финансовых вложений со стороны государства, чем поддержка с целью сохранения работоспособности текущих компаний по производству и кинопрокату фильмов.
В последние месяцы стал популярен формат повторного проката российских и даже советских фильмов прошлых лет. Активно ли зрители ходят на такое кино и могут ли перевыпуски стать заменой Голливуду?
Я очень люблю советскую классику, большинство картин знаю наизусть. Но, к сожалению, массовый зритель не готов платить деньги за такое кино. Главный аргумент, что его можно дома посмотреть бесплатно. Безусловно, есть удачные кейсы. Отдельные кинотеатры с шикарной локацией, 1-2 спецпоказа, например, с обсуждением и так далее – в таком виде этот формат может работать. Но он всё равно остается альтернативным контентом, вспомогательным, никак не основным. Ни один перевыпуск даже самого любимого культового режиссера никогда не собирал кассу даже близко сопоставимую со сборами нового блокбастера.
Картина похожая и с повторным прокатом недавно выходивших фильмов. Вполне логично, что люди не хотят платить за то, что можно посмотреть дома бесплатно. Единственным исключением, которое можно выделить за последнее время, стали фильмы «Брат» и «Брат 2». Да, сборы для перевыпуска отличные 77, 126 млн и 38, 488 млн руб соответственно. Остальные перевыпуски собрали в десятки раз меньше. При этом стандартный блокбастер собирает от 1 млрд рублей, самые крупные сборы доходят до 2-3 млрд рублей. Арифметика очень простая…
Но не надо думать, что мы опустили руки. Мы не сдаемся, периодически ставим в наш репертуар перевыпуски качественных картин, чтобы зрители могли при желании насладиться хорошим кино на большом экране.
А что с индийским кино, традиционно популярным в российских регионах? Что с новыми кинодержавами, например, с корейским кинематографом? Можно ли переключиться на другие кинорынки?
Пробовали и не оставляем попыток. Индийское кино сначала запускали на всю сеть, к сожалению, сборы были практически нулевые. Оставили в тех городах, где на него есть хоть небольшой, но стабильный спрос. Постоянно работаем с аудиторией. Но, чтобы приучить зрителей к новому контенту, непохожему на привычное кино, нужно время. Например, чтобы приучить зрителей к трансляциям театральных постановок, нам в некоторых городах понадобилось больше года. На отдельных площадках это так и не пошло. Аудитория везде разная.
Чтобы показывать, например, корейское кино его нужно сначала выбрать, заключить договор, купить за доллары, потом привезти в Россию, сделать дубляж, рекламу и только потом выпускать в прокат. Это время и деньги, которых сейчас у прокатчиков не так много, потому что сборы упали. А если смотреть на цифры, то, например, корейский хит «Паразиты» собрал в прокате 109 млн рублей, на втором месте «Поезд в Пусан 2» - 36 млн руб. Сборы блокбастеров я приводила выше. Тут тоже простая арифметика.
Некоторые кинотеатры страны не особо церемонятся и показывают «Бэтмена», например, и даже фильмы Нетфликса. Как вы относитесь к таком показам?
Отрицательно относимся. Мы категорически против пиратства. Во-первых, это незаконно. Осуществляя подобные показы, кинотеатр нарушает сразу несколько законов. Во-вторых, качество картинки и звука на таких показах зачастую очень сильно страдает, так как качественного лицензионного контента у кинотеатров-пиратов нет. Такие показы негативно влияют на доверие зрителя к кинотеатрам. Ведь главная причина, по которой зритель идет в кино – это именно качественный кинопоказ. В общем, пиратство - это точно не выход.
А какой вы видите выход из сложившейся ситуации? Что может помочь?
Если ситуация с санкциями будет продолжаться, то кинотеатры смогут выжить только с помощью субсидий государства на компенсацию расходов: аренда, коммунальные платежи, фонд оплаты труда, прокатная плата, списание задолженности банкам, налоговые льготы и так далее. Мы не говорим о постоянной поддержке. Помощь государства нужна на период, пока российские производители кино не перестоятся и не смогут создавать крупное, качественное, востребованное зрителем кино в необходимых объемах.
Источник: https://lacmus.life
Подписывайтесь на наш Telegram-канал: https://t.me/lacmuslife