От колючей соломы чесалась шея и руки. Сашко повертелся, устраиваясь половчее, чтобы отошла затекшая спина, и замер. Вроде как скрипнула дверь сарая и задрожали доски. Кто-то лез по лестнице сюда, под крышу сарая.
- Ты еще здеся? Я тебе полопать принесла.
- Как там? – спросил Сашко, вылезая из кучи сена.
- Ой, дружина тебя ищет. Злые, черти. Шныряют везде, - зажмурилась Настюшка, разворачивая сверток со снедью. – Староста ругается черными словами, тятю твоего плеткой огрел.
Он накинулся на ломтики подтаявшего сала, запивая их играющим на языке холодным квасом из крынки. Со вчерашнего утра ведь и не евши, не успел и краюхи хлеба прихватить. И так чудом успел, когда его дружинники брать пришли. Говорят, князь требует к себе, для Обмена. Как Сашко услышал это слово, так и обомлел. Батя задержал их в сенях, криком предупредил, тикай, мол сынку, на погибель тебя хотят. Упредил, спас…
- Как стемнеет, на заброшенный хутор подамся, - отдуваясь и вытираясь рукавом, сказал Сашко. – Приходи туда через день, как стемнеет. Да поесть чего тащи. Яиц, хлеба , молочка…
- Сашко, что же будет? - со слезами в голосе спросила Настюша.
- Не боись, пичужка ты пугливая, - усмехнулся Сашко, пододвигаясь ближе к Насте и деловито прижимая ее к себе. - Отсижусь чуток, надоест им ждать. Ну, пройдут по спине розгами потом, сдюжу.
Сашко залез одной рукой под платье, ухватив за мягкую грудь, а другой рукой полез ей между стиснутых горячих ляжек. Настюшка запищала, уткнувшись лицом в пропахшую потом рубашку, и отпихнула его от себя.
- Ишь, прыткий какой, - рассмеялась она. – Не твое пока, а уж хозяйничать полез.
- Да я только хотел с батей поговорить, так, мол, и так, сватов надо, - деланно возмутился Сашко. – Если не погоня эта…
Ворота загремели и от удара слетели с петель. Сарай наполнился зычными голосами, шумом и запахом пота. Дружинники князя, и еще кто-то знакомый, с гнусавым голосом. Да это же Мельник!
- Тут он, голуба, с девкой вошкается!
- Ходок! А что чьих будет девка-то?
- А Митрофана-Печника старшая, конопатая!
- Конопатая? Кривая небось… Конопатые все кривые.
- Сам ты кривой! Я же говорю, Митрофана- Печника! Я за ней цельный день следил. Хитрая, курва! В овраг шасть - и как пропала, насилу на след вышел! Вы уже не забудьте, замолвите словечко перед князем.
- Если обещали, значит сделаем! Ты иди, добрый человек, спасибо за службу.
- Сашко, слезай по-доброму! Тогда не сильно бить будем! Это тебе сотник княжеский обещает!
Сразу за сараем начинались заросли высокой, почти в рост, и злой крапивы. Бесовская трава тянулась заболоченного урочища, где порой и местные пропадали, а от пришлых и следа не оставалось. Не сунуться туда дружинники, забояться.
Сашко кинулся в окошко, и прыгнул в зеленку, прикрыв лицо руками. Ладони сразу как углями хлестануло, резко и больно
- А ты шустрый, - зло и весело сказал дружинник в красной рубахе навыпуск. – Успокоить тебя надобно.
Он стоял над лежащим Сашко, держа в руке деревянную колотушку, которой глушат скотину перед убоем. Последнее, что помнил Сашко, это звонкий удар, темнота и какая-то вязкая медленность.
***
Дневной зной начал уходить, и лошадь пошла шибче. То ли почуяла воду, а может и просто надоело ей двухдневное путешествие со связанным седоком на спине. Сашко сидел задом наперед, и смотрел на княжеского дружинника с черными висячими усами.
- … а бабы у них все как один чертовки, такое дело. Те, которые с виду скромные и женатые, самые чертовки и есть. Мужья-то у них на выпас скот уводят, такое дело, в предгорья. А бабы в деревне остаются. И вот пришлось мне заночевать, дождь лил стеной, дорогу размыло. Так я тебе скажу, такое дело, что три дня потом отсыпался, вот так заездила баба меня. Или вот еще история, такое дело…
Дружинник этот все два дня рассказывал истории про свои похождения, по делу и без дела вставляя «такое дело». После пятого рассказа Сашко перестал вслушиваться, а то ведь так и рассудка лишиться можно.
- Библиотека! Библиотека впереди! Стой!
«Такое дело» побледнел и слез с коня, встав рядом с Сашко. Впереди загремели сбруей лошади дружинников и заскрипели тормоза княжеского тарантаса. Шутки и разговоры прекратились, как отрезало. Сашко крутил головой, старясь рассмотреть, что там происходит впереди. Но веревки, ловко привязанные к седлу, не давали повернуться. Он видел только надоевшую степь, с жухлой травой.
- Сымай парня, дальше пешком.
Когда, его, наконец развернули, Сашко вначале и не понял, что это за штука такая. Ноги задрожали, и захотелось отвернуться и не смотреть. Уходя высоко в небо, из степи торчало высокое черное дерево, только гладкое и без веток. Вроде как железное, но не как в плуге, а какое-то с желтым отливом. И не понятно, близкое оно или далеко. Оно мерцало, то пропадая, как его не было, а потом отчетливо нависая вроде как над самой головой. Страшная вещь, невозможная.
- Вот это и есть Библиотека, парень. Ты особо не дрейф, ничего страшного с тобой не будет.
К нему неслышно подошел невысокий человек в дорогой одежде и с большой цепью на худой шее. Сам князь.
- Дяденька не губите, батя вам две коровы заплатит! – бухнулся на колени Сашко.
- Ничего не поделаешь, Библиотека указала на тебя, - сказал князь, и положил Сашко руку на плечо. – Пойдем, не тяни время, здесь нельзя долго.
Они сделали шаг, и вот уже оказались перед большой дверью. Отряд остался далеко позади горящей точкой костра. А над головой повисло дерево-башня, задевая высокие облака.
Когда открылась дверь и показался проход, освещенный непонятным синим светом, Сашко напустил в штаны. Ему было уже все равно, что подумает князь и его дружина.
Пол задвигался и понесся вперед, а вокруг мелькали стены с рисунками. Чудища, сбившиеся в клубки, непонятные знаки, уродливые люди с большими головами и длинными руками. Бесовство сплошное, да чертовщина. Сашко зажмурил глаза, чтобы не увидеть совсем уж страшного, чего и видеть человеку невозможно, и вцепился в стоявшего рядом князя. Дружинник, стоящий рядом князем, отпихнул Сашко от князя.
Пол остановился, и Сашко осторожно открыл глаза. Они оказались в небольшой зале. Вдоль стенки в ряд стояли сверкающие мечи, новые копья и доспехи. На подставке белели небольшие короба, наполненные ягодками, только белого цвета. Князь взял одну ягоду и проглотил, улыбаясь. И сразу спина у него распрямилась. Волос из седого черным стал, а руки силой налились.
- Ну вот и все, Сашко. Не увидимся мы больше, парень. Разводит судьба нас, - сказал князь, обнимая бывшего пленника. Обмен совершен, плата внесена.
И как только произнес эти слова князь, Сашко оказался в каком-то другом месте. Низкий потолок, а в стенах гудение и движение. Из пола торчал то ли стул, то ли скамейка. Захотелось спать, словно дурман-травы ему влили… Ну если только немного отдохнуть, подумал Сашко, хуже не будет.
***
Когда он проснулся, то стена в комнате уехала, открыв длинный проход, где в конце виднелся кусочек степи. Повеяло травой и ветром. Сашко кинулся бежать, вот-вот ожидая, что сейчас хозяева схватят и вернут его назад, чтобы замучить. Этого только бесам и надо, всем известно. Но вот он ступил на землю, вот и двери остались позади, а никто его не цеплял на крюки. Он бежал и бежал, пока не упал в пахнущую пылью землю. Верхушка Библиотеки еще виднелась, проглядывая сквозь облака. Ничего страшного, и чего ее так все боятся. Провел всех, вот каков Сашко!
Он уже видел, как заявится в деревне, и потом расскажет все и про Библиотеку, и про другое, когда его скрутило первый раз бесовство. В голове зазвучали чужие голоса, ноги ослабли, а в груди застучало напуганной птицей сердце.
«Корпускулярно-волновой дуализм не просто квантовый ….»
«Термоядерная реакция в звездах обусловлена…»
«Общая теория М-пространста объясняет возникновение материи флуктуациями М-поля под воздействием…»
«Эстетика тесно связана с эволюцией социального…»
«Иммунная система регулируется тета-волнами…»
Сашко вырвало густым и кислым, а голоса все продолжали и продолжали звучать, наполняя голову мыслями, знаниями и сомнениями. Привычный мир, где все просто и понятно, заменялся новой вселенной, густо наполненной категориями и теориями. До деревни он шел еще девять дней, открывая в себе новые грани мира вокруг. Тело тоже изменилось, став выносливее и сильнее. Если захотеть, он мог бежать быстрее гончей из княжеской своры.
***
- Может, к речке сходим вечером?
Сашко улыбнулся и неуверенно пожал плечами.
Первый день он отсыпался, отвечая на вопросы скупыми и неопределенными словам. Чертовщина, лихорадка, убежал… Отец сидел рядом с кроватью, хмурил лоб и сжимал от бессилия кулаки. Мать уходила в сени и так тихо плакала.
Сашко лежал на кровати и изумлялся. Неужели он родился двадцать лет назад вот здесь, в этом доме с деревянными стенами и туалетом снаружи? А вот эти люди с тупыми глазами его родители?
Мать плакала, уходя в хлев. Она чувствовала, что на кровати лежит не ее Сашко, которого она когда-то родила зимой, на руках повитухи.
- Мне надо посидеть, подумать, - ответил Сашко, отодвигаясь от Насти. – Столько много мыслей…
- Ты другой стал, - нахмурилась Настюша, - Как будто не здесь. В деревне люди говорят, бесовство в тебе поселилось.
- Ну что ты, я же люблю тебя, пичужка ты моя, - отвечал Сашко и тут же краснел, насколько лживо это звучало.
***
Сашко продержался ровно три дня, а потом убежал в степь, к Библиотеке. Теперь он знал, что это всего лишь инструмент, оставленный кем-то в этой части вселенной.
Через два часа космический лифт донес его на орбитальную станцию, и он смотрел вниз на бывший дом. Впереди Сашко ждал новый путь.
#фантастика #рассказы #фантастические рассказы #фантастика в рассказах #читать фантастику #фантастика читать онлайн #яндекс дзен #читать рассказы #фантастика яндекс дзен читать