Найти тему
Pop Heaven

Лучшие тексты года: Belle and Sebastian – A Bit of Previous

Более четверти века шотландская инди-поп группа выпускает музыку, и теперь они добрались до юбилейного, десятого студийного альбома. Можно считать его началом новой главы или откатом назад к корням? Записывалась группа во время пандемии, впервые за 20 лет в родном Глазго – слушаем, помогло ли музыкантам их место силы?

Альбом оправдывает название, и на нём ребята действительно почти всё время оглядываются назад: песни затрагивают экзистенциальные темы под разными углами. В результате 12 треков получились с разными настроениями, звучание тоже иногда радикально отличается, но все они оказываются связаны текстами. При этом строчки весьма прямолинейные, понятные и двойных смыслов или сложных метафор – видимо, чтобы слушатель не ошибся с интерпретацией и правильно понял намерения музыкантов.

Открывает альбом солнечная Young and Stupid, на которой музыканты вспоминают свою молодость и поют ей оды. Сентимент здесь понятен, особенно таким, как я: «Теперь мы старые, со скрипучими костьми / Кто-то с партнёрами, а кто-то один / Кто-то с детьми, а кто-то с собаками». Я тоже вспоминаю времена молодости и глупости, и мне страшно подумать, насколько скрипучей станут мои кости, когда я догоню Стюарта Мёрдока по возрасту. Кстати, его голос вызвал у меня некий диссонанс, потому что в свои 50+ певец звучит очень молодо и свежо, ничуть не уступает другим инди-группам, которые играют на ностальгии не хуже, чем на музыкальных инструментах.

Завершается этот трек диалогом между Стюартом и Алессандрой Лупо, с которой они уже работали во время пандемии над другим аудио-визуальным произведением. Этот разговор не особо насыщен деталями, но смысл понятен: ничего не имеет значения.

Далее на альбоме If They're Shooting at You, которая сейчас оказалась даже актуальнее, чем когда группа писала этот трек. Вся выручка от этого сингла пойдёт на благотворительность: на помощь пострадавшим от конфликта на Украине. И не так часто политические песни удаётся сделать такими цепляющими – обычно это мощные баллады, но тут это очень приятная, мягкая инди-поп песня. Мелодию группа взяла со своего же трека Poor Boy, и песня местами напоминает религиозные проповеди. Это песня о насилии, беспомощности и том, что когда атакуют слабых и беззащитных рядом с тобой, тебе даже в таком же беззащитном положении нужно сделать что-то правильное... но что?

Хайлатом на альбоме для меня стал Talk to Me, Talk to Me – самая запоминающая песня, на которой танцевальный ритм и динамичная гитара констатируют с отчаянием и одиночеством в тексте. Резкие, немного истеричные скачки в куплетах и меня тоже отправляют в девяностые. При этом одиночество ставится под вопрос бэк-вокалом на припевах. Так ли мы одиноки в своих негативных эмоциях или просто сами заглушаем другие голоса?

Внезапно от живых инструментов мы переходим к электропопу на феминистком треке Reclaim the Night, где Сара защищает право женщин чувствовать себя безопасными – песня отвечает на убийство Сары Эверард. Тема феминизма и места женщин в обществе продолжается на Do It for Your Country, которая сначала кажется патриотическим треком с привкусом фолка. Приятная акустическая аранжировка помогает немного отдышаться после первых энергичных, насыщенных треков, но текст здесь совсем не разбавлен. Этот патриотичный девиз на самом деле скрывает за собой ободрение всех женщин – они могут больше, чем думают:

Мир – это лишь игра, что-то сделанное из глины.
Но а ты великая создательница,
Так что отбрось все страхи и хватай его за уши.
Любовь и другие красивые вещи правят.
Спрашивай не что твоя страна может сделать для тебя,
Сделай это для твоей страны.

Ещё больше фолка обнаруживается на второй половине альбома: Unnecessary Drama начинается с заразительной губной гармошки, а энергичный бит и ободряющие строчки делают трек идеальным лид-синглом. В прочем, на альбоме это не самая сильная песня, но тему представляет отлично: ребята здесь уже не столько вспоминают свой опыт, сколько продолжают наставлять молодых. Трек о молодом человеке, который пытается найти себя и думает, а стоит ли жизнь всех его трепыханий? Конечно же, стоит – всегда нужно гнаться за всеми возможностями сделать жизнь интереснее, даже если они приводят к хаосу.

И совсем уж откровенное кантри появляется на балладе Deathbed of the Dreams – тягучей и печальной, но всё же с надеждой. Эта песня мелодией, простой аранжировкой и мягким вокалом напоминает мне Саймона и Гарфункеля. Ну и ещё стоит отметить джазовую Come on Home – песня явно выделяется на фоне остальных треков, хотя на альбоме и без этого достаточно разных вкраплений интересных аранжировок.

Заканчиваем мы на двойственном состоянии: мне пока не удалось разгадать Working Boy in New York City. Это очень религиозная песня, в которой Бог упоминается даже смелее и чаще, чем на шестом треке Prophets on Hold. Не буду делать выводов, но мне песня показалась очень грустной – может, потому что я атеист? Нужен контекст, насколько авторы верят в бога и насколько серьёзно они пишут эти строчки? Может, все упоминания рая, призывы молиться - это лишь зловещая ирония? Но тогда трек оказывается ещё грустнее.

Я и раньше слушал некоторые песни этой группы, даже затронул прошлый релиз How to Solve Our Human Problems – с их музыкой я знаком весьма поверхностно, но эта пластинка меня поразила. После неё я остался озадачен – а далеко не всем удаётся заставить слушателя задуматься. И дело не только в текстах, но в и настроении песен: все они звучат вроде бы ободряюще и весело, но почти все они оказываются невероятно скорбными. Ностальгия по собственным лучших годам также чередуется с попыткой передать жизненный опыт молодым поколениям - разные песни предлагают посмотреть на жизнь под разными углами.

Если вы не в настроении вдаваться в подробности и раздумывать, то пластинка может показаться вам не особо цельной, но всё же полной цепляющих мелодий, эмоционального вокала и качественных инструменталок. Ставлю 5/5.

-2

P.S.: хотел поставить четвёрку, но это настолько "моя" музыка, что я не стал снижать оценку вопреки своему вкусу.

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!