Бурные страсти, стремительно развивающиеся события, яркие костюмы и декорации, проникновенные арии, красивая музыка – всё это опера. Именно такой бурной, страстной, динамичной сделал оперу Клаудио Монтеверди, со дня рождения которого 9 мая исполняется 455 лет.
Он появился на свет 9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача. Музыкальные способности мальчика проявились рано, и его отдали в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Марконтонио Индженьери. В пятнадцать лет Клаудио посвятил учителю первый сборник своих вокальных сочинений. Именно благодаря своим мадригалам и кантатам Монтеверди становится известен в Италии.
В 1590 году музыкант поступает на службу в придворную капеллу герцога Мантуанского. Винченцо Гонзага — один из самых образованных людей своего времени. При дворе его можно было встретить Галилео Галилея, Торквато Тассо, Пауля Рубенса. Для постановки опер Клаудио Монтеверди герцог построил театр на тысячу мест. В 1607 году на сцене этого театра с огромным успехом была поставлена первая опера композитора «Орфей». Настоящая драма о любви и страданиях главного героя и о бессмертной красоте его искусства предстала зрителям. В опере много декламации, хоров, ансамблей, балетных номеров, развитая оркестровая партия – и всё это для того, чтобы полнее, ярче передать образ великого певца и его трагедию. Идея музыкальной драмы настолько захватила автора, что через год была написана несохранившаяся до наших дней «Ариадна», премьера которой тоже прошла с большим успехом.
Что восхищало публику в операх Монтеверди? Вероятнее всего, огромный интерес к человеку, его страстям и страданиям. И в этом наш герой – истинный художник эпохи Возрождения. Никому до него не удавалось так полно передать трагическое ощущение жизни и противоречивость внутреннего мира человека с помощью прекрасных мелодий. Его музыка «следовала лишь велениям сердца», отвергая все ранее установленные правила. И потому была близка и понятна слушателю.
С 1613 год маэстро жил в Венеции. Здесь он получил пост капельмейстера главного храма города — собора Сан-Марко. Ему пришлось создавать хор, заниматься с певцами и музыкантами, бороться за дисциплину, решать административные вопросы, и писать духовную музыку. Сочинения для церкви композитор начал писать ещё при дворе Гоназага. Его «Вечерня Блаженной Девы», бесспорно, была самым выдающимся произведением духовной музыки начала XVII века. Клаудио продолжает писать и вокальные сочинения. Его мадригалы пользовались огромной популярностью, было издано девять сборников этих сочинений. В жизни композитора было много трагических событий: смерть новорожденной дочери, ранняя смерть любимой жены, эпидемия чумы и смерть младшего брата, принятие духовного сана и преследования инквизицией старшего сына-медика. Все это, безусловно, находило отражение и в его творчестве.
Однако, душа музыканта принадлежала опере. В 1637 году в Венеции открылся первый в Европе общедоступный музыкальный театр Сан-Кассиано. В городе началась настоящая «оперная лихорадка». Несмотря на духовный сан Монтеверди не остался в стороне. В конце 1630-х — начале 1640-х годов он пишет три оперы на историко-мифологические сюжеты: «Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея и Лавинии» и «Коронация Поппеи».
Именно последняя опера 75-летнего композитора принесла ему славу и всемирную известность. Она стала первой в мире оперой с историческим сюжетом. Либретто её было создано на основании сочинений Тацита. Впервые на сцене появлялись Нерон, Сенека и другие деятели древнеримской империи. Накал страстей в опере напоминает трагедии Шекспира. Драматические моменты сменяются комедийными и бытовыми. И всё это ради постижения человека, всей сложности и противоречивости его натуры.
Смелостью своих открытий композитор значительно опередил своё время, и, словно предвидел реализм опер Моцарта, трагизм Верди и исторические сцены Мусоргского.
Творчество Клаудио Монтеверди было забыто надолго. Его музыкальное наследие вернулось к зрителю только в конце XX — начале XXI веков. Его музыка поражает красотой и мелодичностью, его имя окружено множеством тайн, его герои на сценах современных театров продолжают показывать миру великую силу оперного искусства.