Кто же такой Ингмар Бергман?
«Фильмы Бергмана, если хотите, — это 1/24 секунды, превращенная и расширенная до полутора часов. Это мир, заключенный между двумя взмахами ресниц, печаль — между двумя ударами сердца, радость — между двумя хлопками ладоней», — отзывался Жан-Люк Годар о творчестве человека, которого некоторые сравнивают с писателем-модернистом Марселем Прустом, Достоевским и Камю.
Ингмар родился в семье пастора и медсестры, его отец имел консервативные взгляды на жизнь и не разделял интересы сына. Но юноше удалось пойти наперекор семье и достичь поставленных целей. Прогуливая занятия, он посвящал свою жизнь театру. В начале карьеры его экранизации воспринимались по-разному: были как взлёты, так и падения. Но в итоге у него на счету 64 кинофильма, которые весьма неординарны и значимы для искусства.
Это режиссёр и сценарист, гений авторского кино, который произвёл в своё время настоящий фурор, заинтриговав публику неоднозначными сюжетными поворотами, и впоследствии стал неотъемлемой частью в истории кино.
О чём фильмы Ингмара Бергмана?
Метафоричные фильмы Ингмара Бергмана не сразу привлекают внимание общества и не доставляют ему эстетического удовольствия, к тому же не каждый поймёт смысл этих фильмов и их посыл, не каждый разгадает, что скрыто за тем или иным образом. Так как режиссер применяет приёмы, позволяющие мистифицировать зрителя. Это создаёт особую атмосферу некой фантасмагорической иллюзии. Именно поэтому Ингмар является новатором и классиком кинематографа 20 века. Его уникальности могут позавидовать многие. Примером работы шведского режиссёра может послужить драма 1957 года «Земляничная поляна», в которой автор проводит параллель между реальностью и сном, возвращая моментами главного героя в прошлое, используя ретроспекцию. Главный герой Исаак Борг, мужчина 78 лет, на протяжении всего фильма видит сны, подсказывающие ему о наступающей смерти.Так, в одном из своих сновидений Исаак увидел катафалк с мертвецом и часы без стрелок — здесь применена аллегория. Всё развитие событий происходит по пути героя на награждение докторской степенью. Он на своей машине совершает путешествие, где дорога является символом жизни. Люди, которых встретил Исаак, были отголосками его прошлого. Все они напоминали ему о том, кто он есть на самом деле. Исаак Борг был весьма успешным и состоятельным, но он забыл, что в первую очередь он человек, имеющий чувства и эмоции. Только к концу жизни этот чёрствый, бездушный мужчина, ранее живущий исключительно по своим устоявшимся принципам, осознает свою никчемность и начинает исправляться: прощает долг сыну, перестаёт быть эгоистичным и, наконец, как бы даёт продолжение своему роду. Сын Исаака — Эдвальд был таким же живым трупом, как и отец, но в конечном итоге, после прозрения отца, Эдвальд тоже начинает полноценно жить, заботясь о близких.
Автор провёл очень тщательный анализ человека, его внутреннего мира, и отразил в кинокартине, используя различные приёмы. Также в «Земляничной поляне» Ингмар Бергман изменил привычный взгляд кинокамеры. Черно-белый формат, выразительные крупные планы, единое пространство яви и сна, внутренний монолог, бесконечный самоанализ,— все эти элементы насыщают и индивидуализируют картину.
Завораживающие и отталкивающие, меняющие ход мыслей и развивающие воображение, экзистенциальные и забавные: такими были и есть фильмы Ингмара Бергмана, внёсшего в мир кино толику креатива и свежести.
Влияние Бергмана на других режиссёров
Ингмар Бергман оказал огромное влияние на новое поколение режиссёров, в частности, на Вуди Аллена, Андрея Звягинцева и Ларса фон Триера. Так, например, Андрей Звягинцев, уроженец Новосибирска, вдохновившись мотивами картины Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» создал собственную мелодраму «Нелюбовь», которая основывалась на психоанализе человека; также у него есть известные работы: «Левиафан», «Елена», сериал «Черная комната».
Вуди Аллен в 1988 году в день празднования 70-летнего юбилея шведского мастера назвал его "самым великим артистом кино, в самом широком смысле слова, с момента изобретения кинокамеры".
Вуди Аллен создал множество кинокартин, напоминающих работы Бергмана. Так в «Энни Холл» Аллен начинает долгий диалог с Ингмаром Бергманом, одним из своих любимых режиссеров. Следующий фильм — «Интерьеры» — будет построен как ответ «Шепотам и крикам»: мрачный дом, затхлая атмосфера, натянутые отношения между тремя сестрами. И следом за «Нью-йоркской трилогией» можно перейти к бергмановским циклам: в «Ханне и ее сестрах» (1986) Аллен вновь возвращается к «Шепотам и крикам» (и заодно делает свою версию «Трех сестер» Чехова). В «Сентябре» (1987) он переосмысляет сюжет «Осенней сонаты», в «Другой женщине» (1988) — «Персоны», в «Мужьях и женах» (1992) — «Сцен из супружеской жизни». «Разбирая Гарри» (1997) основан на том же сюжетном ходе, что и «Земляничная поляна» (герой отправляется на вручение премии).
Следующий последователь Ингмара Ларс фон Триер — создатель мрачной и провокационной картины «Нимфоманка» и триллера «Дом, который построил Джек». В каждом из этих фильмах присутствуют элементы бергмановской съёмки и глубокий анализ сущности человека.
Его неоднозначные фильмы моментами шокируют и даже пугают, но тем не менее заслуживают внимания.
Многие известные режиссёры по-разному отзывались о Бергмане: кто-то с душевной теплотой, кто-то достаточно противоречиво.Андрею Тарковскому был интересен взгляд на мир лишь двух людей, одним из которых был Ингмар Бергман. Лукино Висконти говорил, что не может разделить ни его взгляд на мир, ни его навязчивые идеи. И в то же время он ему интересен. А его мир для Висконти загадочнее, чем даже у японских режиссеров. Фрэнсис Форд Коппола же вообще считал Бергмана своим бессменным кумиром, потому что тот воплощает в себе страсть, эмоции и теплоту.