Найти тему

Еще один «Солярис»

Я очень люблю Станислава Лема, это один из моих самых любимых фантастов. Его «Солярис» — глубокое философское произведение, оно прекрасно своей многогранностью и многозначностью, каждый может найти в нем что-либо для себя, каждый может совершенно по-своему его воспринять. На данный момент существует три фильма по мотивам данного произведения. Эти фильмы очень разные, что в очередной раз говорит о разности восприятия книги людьми, будь то режиссер или любой другой читатель. В этом посте речь пойдет о фильме Стивена Содерберга 2002го года.

Постер - Кинопоиск.ру
Постер - Кинопоиск.ру

По моим ощущениям «Солярис» Содерберга нельзя назвать американской трактовкой книги Лема. Это трактовка фильма Тарковского, своего рода вариация на тему, весьма упрощенная, обрезанная, переделанная местами и усеченная, чтобы ничто не отвлекало от любовной линии.

Крис Кельвин из этого «Соляриса» порой очень сильно напоминал Криса из фильма Тарковского, Джорджу Клуни удалось передать глубину боли и отчаянья человека, перенесшего тяжелую потерю. Рея — это, конечно, не Хари, и хорошо: это исключает сравнение, потому что сравнивать нечего. Другая женщина, другой персонаж. Она воспринимается самостоятельно, и, на мой взгляд, актриса для этого фильма подобрана отлично. Хрупкая, чувственная, естественная, с очень живыми глазами - и есть в ее героине при этом что-то потустороннее. Большой плюс фильма.

Наташа МакЭлхоун в «Солярисе» (2002) - Кинопоиск.ру
Наташа МакЭлхоун в «Солярисе» (2002) - Кинопоиск.ру

Но есть и минусы. Голые ягодицы Клуни и преследующие его эротические сновидения - при всей моей любви к актеру, от этого фильм не выиграл, полное отсутствие атмосферы космоса и космического корабля, совершенно невразумительный Океан, в котором нет ничего особенного, а должно быть, ведь это живой Разум, удивительный, непонятный, не враждебный, но и не дружелюбный. Он должен и притягивать, и отталкивать, и главное - должен быть живым. А не сиреневым туманом в круглом окошке.

Еще один минус — брутальная американская тетка, которая весьма клишированно высказывается, что они должны победить. Кого? зачем? разве идет война? Но победить должны. Ну, судя по всему без этого никак в американском фильме, где события разворачиваются в космосе.

Раздвоение Сноу выглядит как невнятный косяк, который говорит лишь о том, что толком идеи произведения Содерберг не понял. Впрочем, может, он и цель перед собой такую не ставил. Потому что этот фильм — не о Солярисе. Это мелодрама, довольно красивая, довольно трагичная, довольно душещипательная. Не надо вообще искать сравнения с книгой, оставим Лема в покое. Сравнивать можно только с фильмом Тарковского.

Джордж Клуни и Наташа МакЭлхоун в «Солярисе» (2002) - Кинопоиск.ру
Джордж Клуни и Наташа МакЭлхоун в «Солярисе» (2002) - Кинопоиск.ру

Ключевое отличие — в самой идее. В фильме Содерберга прослеживается мысль, что нет ничего страшного в замене когда-то любимого человека копией, она же такая же теплая, движется, моргает глазами, всё помнит и любит, и главный герой любит эту копию, а что она такое, ему в общем-то наплевать. Даже слоган гласит: «На что ты готов ради второго шанса?» Что ж, второй шанс во всей красе. Скопировали Крису жену, даже с улучшениями, потому что эта Рея, в отличие от флешбековой, впечатление женщины с суицидальным синдромом не производит. Он и возрадовался. Хэппи-энд.

В фильме Тарковского же, как и в книге Лема, счастья с копией не получилось - трагично, горько, но абсолютно закономерно, причем с обеих сторон.

А теперь маленькая ремарка, на задуматься, хорошую ли идею продвинул в массы Стивен Содерберг.

После просмотра мне приснился сон, где все, кого я знаю и люблю, вдруг подменяются копиями, из плоти и крови. Эти копии всё помнят и знают, относятся ко мне так же и даже лучше, потому что лишены недостатков, к примеру, не хамят и не огрызаются, и смотрят на меня преданными глазами. Очень, очень славные и вроде бы совсем как мои близкие люди. Но всё-таки не мои, всё-таки неуловимо, безотчетно, глобально другие. И вот, я тороплюсь, бегом несусь сквозь толпу, чтобы найти в этом изменившемся мире своего любимого человека и увидеть, что это всё еще он, но, найдя, убеждаюсь в обратном. Тоже копия. Проснулась в холодном поту и неподдельном ужасе.

О чем это говорит? о том, что фильм все-таки впечатление произвел. Правда, совсем не то, какое мог бы. Надеюсь, у вас будет иначе.

К просмотру рекомендую поклонникам мелодрам и Клуни, но не стоит смотреть фильм как нечто напрямую связанное с Лемом.

Постер - Кинопоиск.ру
Постер - Кинопоиск.ру

#кино #о кино #рецензия на фильм #солярис #фантастика #киномания